Константин Максимов: Калмыцкий народ участвовал во всех масштабных войнах, определивших судьбу Российского государства

Сегодня в России отмечается День народного единства. Эта дата в праздничном календаре страны относительно молодая: долгое время важнейшие исторические события, происходящие на рубеже 17-18 веков, были незаслуженно забыты.

А ведь тогда, в Смутное время, вопрос стоял очень остро: быть или не быть России, сумеет ли она отстоять свою независимость, самостоятельность и самобытность. Считается, что 4 ноября 1612 года в России окончилась Смута, и началось  возрождение страны, преодоление кризиса национального сознания.

Именно тогда находившийся на престоле русский царь Василий Шуйский проявил активную заинтересованность в ойратах, которые активно продвигались по Сибири и Северной Азии в западном направлении, к центральной части России.

«Несмотря на то трудное, сложное время, Россия уделила особое внимание добровольному вхождению калмыцкого народа в состав государства. В этом мы должны отдать должное Василию Шуйскому. Правда, тогда только еще ставился вопрос о военно-политическом союзе, то есть участии калмыков в войнах России, в защите ее безопасности, суверенитета», – отметил доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Константин Максимов, с которым мы поговорили о роли калмыков в этот период истории страны.

И вот когда в середине 17 века калмыки официально закрепились на территории страны, в 1654-1655 годах, этот военно-политический союз с Калмыцким ханством был заключен официально.

ДЖУНГАРСКАЯ АТАКА.

«С середины 17 века до ухода части калмыков в Джунгарию мы 80 лет непрерывно участвовали в войнах России. Из тех 114-ти лет, на протяжении которых государство воевало на разных фронтах, – с гордостью продолжает собеседник «Степных вестей». – И наши предки участвовали в боевых действиях не на одном фронте. Они участвовали и в Северной войне, это 1704-1721 годы, в том числе в Полтавской битве. И, конечно, в охране южных границ, заключив союз с Петром I – у него, кстати, было особое отношение к Калмыцкому ханству, ведь оно обеспечивало полную безопасность южных границ».

Из уроков истории мы помним, что по договору основными обязательствами калмыков стали военная служба русскому царю и отказ от контактов с Крымским ханством и его союзниками на Северном Кавказе.

С 1657 года калмыцкая конница регулярно участвовала в военных действиях в составе русских войск. Ханство сыграло важную роль в охране южных границ Русского государства, а впоследствии Российской империи, и в расширении российских владений на Северном Кавказе.

Активные наступательные действия калмыцкой конницы на крымском направлении позволили русскому правительству использовать основную часть армии на западном направлении, одновременно вынуждая крымских ханов держать крупные силы под Азовом и на Кубани.

Уезжая за границу в составе «Великого посольства» 1697-1698 годов, царь Петр I поручил Аюке-хану охрану южных границ России.

«Уже сам факт появления калмыков на театре военных действий создавал определенное психологическое давление на противника, – говорил ранее в интервью «Степным вестям» доктор исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета Леонид Бобров, описывая силу ойратского оружия. – В 1660-х годах, после серьезных боев с калмыками крымский хан проводит целую реформу по оснащению своих войск пиками по калмыцкому образцу».

Ойраты повлияли на эволюцию вооружения народов региона и косвенным образом. «Бурный рост количества ручного огнестрельного оружия, тех же ружей и боеприпасов, у крымских татар тоже был связан с калмыцкой угрозой, – настаивает на своих выводах Бобров. – Сохранились сведения о том, что крымский хан требовал собрать всех оседлых жителей Крыма, у которых есть огнестрельное оружие, и гнать их к Перекопу, потому что калмыцкая угроза подступает уже непосредственно к ханской метрополии».

О ратном пути и доблести калмыцкого народа на службе Российскому государству, своей новой родине, написано достаточно. Но, думаю, у историков есть еще немало поводов для будущих исследований на эту тему.

«Можно с уверенностью сказать, что наш народ показал себя как народ-воин, который верой и правдой служил государству, – убежден К. Максимов, – участвовал во всех великих и малых сражениях на стороне России, которые определили судьбу страны, и стал ее неотъемлемой частью».