В октябре в Элисте провели, при поддержке фонда президентских грантов, конкурс «Горжусь своими земляками». Участников поддержал также благотворительный фонд «Наследники великого прошлого». Об успешном участии в конкурсе учеников казачьих классов Русской национальной гимназии им. С. Радонежского рассказала «Степным вестям» заслуженный учитель Калмыкии Екатерина Гладкова.

Но разговор наш начался с акции, посвященной 110-й ОККД. Екатерина Федоровна с гордостью рассказала, что акцию ее ученики провели по инициативе атамана Калмыцкого казачьего общества «Всевеликого войска Донского» Эрдни Манжикова: «В мае этого года в честь воинов калмыцкой дивизии мы посадили 110 саженцев яблонь на Верблюжьем острове. Недавно там побывали, ребята узнавали свои деревца и так радовались. Эта память о воинах Калмыкии будет жить в их сердцах, и своим детям они ее передадут. Так сохраняется история о героях в народе. И вот в конкурсе «Горжусь своими земляками» наши ученики заняли два первых места. Ученица 10 класса Елизавета Попова за работу «Славный сын казачества» о потомственном казаке Эрдни Манжикове. Эрдни Николаевич представил для работы такой богатый архив о казачестве на примере своей семьи – документах деда и отца. А ученица 7 класса Амира Гайсенова написала о своем дедушке Василии Яковлевиче Лободине. О казаке-воине, который доблестно воевал на фронтах Великой Отечественной войны, затем восстанавливал после войны и нашу столицу Элисту».

Вот так, через судьбы людей, через судьбы родных гимназисты познают историю казачества России. Отметим, что казачьи классы были открыты в этом учебном заведении в 2008 году, с года основания самой гимназии. Первый выпуск состоялся в 2016 году, вел этот класс преподаватель истории Александр Моллаев. В нынешнем году состоялся второй выпуск воспитанников казачьего класса. Вела этот выпуск Е. Гладкова.

Доступной для прочтения детьми Екатерина Федоровна назвала книгу «История Донского казачества» Виктора Гончарова. Эта книга для чтения, изданная в 2019 году, предназначалась для занятий в Казачьем кадетском корпусе Калмыкии. Но, конечно,​ многие книги, рекомендованные Гончаровым в списке литературы, недоступны для учителей, к примеру, «История казачества» И.Ф. Быкадорова 1930 года издания.

А современные книги недоступны читателю из-за ограниченных тиражей изданий. В списке литературы приводится книга Ю.Н. Краснова «Многоликий мир казачества», которую можно прочитать только в читальном зале Национальной библиотеки им. А.М. Амур-Санана, как и книгу «Энциклопедия казачества», В них есть сведения о калмыках-казаках, как, впрочем, почти во всех изданиях о казаках, хранящихся в фондах национального книжного хранилища.

К сожалению, не доступна широкому кругу читателей книга К. Максимова «Калмыки в составе Донского казачества (XVII – середина XX вв.). Издана она в Ростове-на-Дону тиражом 500 экземпляров, доступна только пользователям библиотеки КалмНЦ РАН. Зато большая глава «Донские калмыки-казаки» вошла в книгу ученого «Калмыки и Калмыкия в новейшей истории». Она доступна для читателей, так как правительство РК распределило издание по районным библиотекам. История донских казаков отражена и в труде Максимова «Калмыкия и калмыки на защите Отечества» (Элиста, 2015).

Уже библиографической редкостью стала книга историка Кима Шовунова «Калмыки в составе российского казачества». Ценность труда в том, что он излагает историю создания всех казачьих поселений – донских (более обширно), чугуевских, яицких, астраханских и других.

«Историю калмыцкого казачества необходимо рассматривать в контексте истории Калмыцкого ханства и общественно-экономической истории России», – писал в монографии «Калмыки в составе российского казачества (вторая половина XVII-XIX вв.)» Шовунов. Отметим, что труд Кима Павловича был издан Союзом казаков Калмыкии и Калмыцким институтом общественных наук РАН (ныне КалмНЦ РАН) в 1992 году. Примечательно, что книга, написанная живым языком, дает обзор литературы, в которой отражена жизнь казаков-калмыков. Первой в списке была статья в журнале «Северный архив» 1824 года. Начиналась она с истории откочевки калмыков из Джунгарии и доведена была до XIX века. Анализируя и сопоставляя опубликованные материалы, К. Шовунов особо отмечает две работы исследователей Донского края – В. Броневского и С. Номикосова.

Первый отмечает роль донских казаков, способствовавших вхождению калмыков в казачество: «Донские казаки, полюбя соседей за удальство, охотно принимали их беглых». Калмыки откочевывали на Дон из-за междоусобиц калмыцких тайшей. Боевое братство казаков и калмыков укреплялось совместными походами против кубанских татар и турков. Ценность труда Номикосова Шовунов видит в том, что «впервые он рассмотрел становление коневодства в Калмыцком округе». И именно как воины и владельцы большого числа конной силы привлекали калмыки российское правительство, которые в те времена вело постоянные войны.

Само формирование российского казачества пошло с XV века, когда начался процесс колонизации южных и восточных окраин Российского государства. Пришли в движение крестьяне и горожане центральных районов России. Заселяя эти земли, они вынуждены были вести борьбу против набегов кочевников. Под влиянием этого обстоятельства колонизация сопровождалась образованием военных общин казаков. Которые и сами не прочь были совершать поход за «зипунами». В XV веке началось формирование общин донских, днепровских и гребенских казаков, в конце XVI столетия образовалось сибирское казачество, а в середине XVII века на Левобережной Украине – слободское.

С последней трети XVII века стало привлекаться на казачью службу калмыцкое население. Оно отвечало всем условиям для казачьей службы – имело снаряжение, коней и военную выучку. Совместные боевые походы против турков и крымских татар сблизили калмыцких воинов и донских казаков, что сыграло немаловажную роль в создании донского калмыцкого казачества, которое успешно участвовало во всех воинских сражениях Российского государства с XVII века.

Создание новых казачьих войск продолжалось и в XVIII веке, но уже в рамках правительственной политики. Для защиты восточных и юго-восточных границ государства от ногайцев, казахов, башкир были образованы в 1730-е годы Астраханское, Волжское, в 1755 году – Оренбургское и ряд других казачьих войск.

Вся история доблестного служения казаков-калмыков Российскому государству до XIX века изложена в труде К.П. Шовунова «Калмыки в составе российского казачества». Конечно, для изучения истории республики в контексте всей российской истории эти издания должны быть доступны читателю.