В последние десятилетия в области биомедицины произошел ряд колоссальных научных прорывов, благодаря которым появилась возможность полностью излечивать безнадежно больных людей. О главных достижениях и новых задачах в области медицины рассказали участники конференции «Россия и мир: достижения науки в области биомедицины»,приуроченной к Дню российской науки (8 февраля).

Открывая заседание, вице-президент РАН Владимир Чехонин отметил, что новые достижения в области биомедицины, появление генной и клеточной терапии, тканевой инженерии меняют лицо современной медицины.

Ключевыми трендами биомедицины на современном этапе являются молекулярная генетика и биология, биотехнология и биоинформатика. Эти научные направления формируют возможность создания так называемых научных биомедицинских платформ для лечения целого спектра социально значимых заболеваний.

Вместе с тем В. Чехонин подчеркнул, что в условиях глобализации наука не может развиваться и решать стоящие перед ней задачи обособленно в каждой отдельной стране. Те же проблемы СПИДа, инсультов, сахарного диабета, целого ряда инфекционных, сердечно-сосудистых заболеваний не могут быть решены отдельными группами ученых. Должна быть создана система, которая объединила бы усилия специалистов и ученых различных стран мира.

Острый лимфобластный лейкоз – теперь не приговор

Академик РАН, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Александр Румянцев привел примеры уникальных разработок, благодаря которым лечение сложнейших онкологических заболеваний вышло на новый уровень. В частности, прорыв произошел в лечении острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) – самого частого детского онкологического заболевания (на него приходилось до 40% онкозаболеваний у детей). Раньше в результате лечения ОЛЛ выздоравливали только 7% малышей. Но совместными усилиями российских, белорусских, казахстанских ученых при участии коллег из других стран был разработан протокол лечения, благодаря которому доля выздоравливающих пациентов увеличилась до 84%.

Сейчас проходит «обкатку» новый протокол лечения (официально зарегистрирован на международном уровне). Все пациенты детского возраста, которые получали это лечение, показали полную молекулярную ремиссию на протяжении двухлетних наблюдений после лечения.

“Это не просто достижение мирового уровня. Никто даже не мог представить, что вырабатываемые в процессе лечения антитела способны уничтожать не только клетки развитой опухоли, но и клетки-предшественники этой опухоли, – подчеркнул А. Румянцев. – Я много лет занимаюсь этой темой и скажу прямо: сейчас фактически мы можем вылечить каждого ребенка”.

Неонатальный скрининг расширят до 36 заболеваний

Большие изменения произошли в генной терапии наследственных заболеваний. Член-корреспондент РАН, директор Медико-генетического научного центра им. акад. Н.П. Бочкова, главный внештатный специалист по медицинской генетике Минздрава России Сергей Куцев рассказал, что в нашей стране новорожденным детям проводят неонатальный скрининг, позволяющий уже в первые дни жизни ребенка выявить серьезные врожденные патологии и опасные наследственные заболевания, для которых уже существует эффективное лечение. В ближайшее время скрининг планируют расширить с 5 до 36 наследственных заболеваний.

“Назначение специальной терапии, диеты и лекарственных препаратов позволит избежать инвалидизации или даже смерти ребенка. Почти 20 лет в нашем центре ведутся профильные исследования, для того чтобы понять, как этот метод подходит к скринингу, какая частота тех или иных заболеваний, какая подтверждающая диагностика должна быть”, – рассказал Сергей Куцев.

Прорыв в эндопротезировании

Явным прорывом в области биотехнологий стало создание биомедицинского клеточного продукта для лечения повреждений хрящевых компонентов коленных суставов, о котором рассказал вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО “ГЕНЕРИУМ” Дмитрий Кудлай.

Суть в том, что на смену травматичному и дорогому эндопротезированию приходят новые технологии хондросферы, когда мини-доступом клетки хрящевой ткани забираются из здорового участка поверхности сустава, помещаются в изоляторы, где наращивается масса новых, собственных (аутологичных) клеток. Затем конгломерат здоровых клеток (хондросфер) возвращается обратно в сустав. «В результате их прицельного оседания на поврежденных зонах удается полностью нивелировать дефекты”, – отметил Дмитрий Кудлай.

Уходим от парадигмы «одно лекарство для всех»

Директор Департамента науки и инновационного развития здравоохранения Минздрава России Игорь Коробко рассказал об изменении в подходах к лечению людей. Основные тренды в современной медицине связаны с необходимостью внедрения принципа персонализации при лечении конкретного пациента. Этому способствует увеличение объемов знаний о механизмах развития заболеваний, что позволяет при одной и той же патологии на основании определенных признаков или биомаркеров разделить таких пациентов на группы, понимая, что каждой группе нужно свое специфическое лечение.

«Фактически мы переходим от существующей парадигмы «одно лекарство для всех» к подходу «нужное лекарство для конкретного пациента в правильное время и в нужной дозировке», – пояснил он.