В Республиканском русском театре драмы и комедии очередная громкая премьера – восстановлен мюзикл по пьесе Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Не было бы этого счастья, коли не случился в 2021 году юбилей у заслуженного деятеля искусств РК Аркадия Манджиева – композитора мюзикла в постановке режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Манджиева. Актеры, заслуженный деятель искусств РК Павел Корниенко и весь коллектив во главе с генеральным директором театра Виктором Хаптахановым c энтузиазмом принялся за восстановление прославленной постановки.

Мюзикл «Сказ про Федота-стрельца» в 2000 году стал событием Международного фестиваля русских театров в Йошкар-Оле. В 2001 году на VI Всероссийском театральном фестивале «Голоса истории» в Вологде были отмечены режиссер Борис Манджиев, актер Александр Щеглов – за лучшую мужскую роль, актрисы Людмила Мансурова и Елена Судакова – за лучшие женские роли. Спектакль был записан «Радио России».

Показ восстановленного к юбилею композитора мюзикла состоялся 4 декабря 2021 года. В сезоне-2022 постановка «Сказ про Федота-стрельца» в репертуаре театра. К большому сожалению, мне не довелось быть на премьере 2000 года, чтобы сравнить постановки, но как зритель уже вошла в число восторженных зрителей мюзикла этого сезона. Считаю, что даже ради песни – лейтмотива всего действия, на такой сокровенный текст поэта Виктора Хаптаханова, стоило возродить эту постановку.

Песня, берущая за сердце, омывающая душу и уносящая все невзгоды, возвышающая нас, песня о том, что все беды преходящи, если есть вера, любовь и родина. Как сказал Антон Чехов: «Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах…».

Глава администрации г. Элисты Шафран Тепшинов, побывал на премьере текущего театрального сезона. 20 лет назад, будучи студентом волгоградского вуза, на каникулах он не раз посещал Русский театр. Видел и первый «звездный» спектакль «Про Федота-стрельца», в котором больше всего ему нравились герои В.Карабаша и Л.Мансуровой – Генерал и Баба-Яга. После капитального возобновления спектакль звучит по-прежнему актуально, говорит он. «Это история на все времена», – считает Шафран Григорьевич и планирует посмотреть новый спектакль еще раз, когда будут готовы декорации.

Со «Степными вестями» поделилась своими впечатлениями театралка Евгения Адьянова:

– Фееричная постановка, причем такой она была и 20 лет назад. Все-таки что значит классика – Филатов написал такой текст, который современно звучал и тогда, и сегодня. В этом спектакле все прекрасно – актеры, текст и музыка. Сравнивать оба состава невозможно, потому что каждый по-своему хорош.

Каким роскошным был Генерал в исполнении народного артиста Владимира Карабаша, но справедливости ради надо сказать, что Артем Ким в новом составе ему не уступает – понимает комичность своего героя, чувствует зрителя, что зритель принимает, реагирует, это всегда видно из зала, и это приятно.

Царь в исполнении Александра Щеглова в первом составе был очень забавным. Когда узнала, что в новом составе его играет Леонид Сангаджиев, то подумала: какая неблагодарная работа – быть в сравнении с мэтром, но Леониду удалось не скопировать того Царя, а дать ему свой характер, причем очень яркий, браво!

Очень лиричная Маруся в исполнении юной Вероники Чернявской тоже очень нравится. Конечно, актер Савенко, который играет самого Федота, очень впечатляет и вокальными, и актерскими данными. Нравится и запоминается Сказочник – Санал Церенов, эдакий хипстер, читающий рэп. Удивительно, что и раньше, когда его играл Виктор Хаптаханов, все попадало в точку, и сегодня – ведь не изменились ни текст, ни музыка, ни хореография, а все на своем месте.

Обе Бабы-яги в двух составах хороши по-своему. Если от характерной актрисы Людмилы Мансуровой тогда это можно было ожидать, то Зоя Кузыченко особенно удивила. Мне кажется, что в этом году у нее особенно интересный сезон, разные режиссеры смогли раскрыть ее по-новому. Вообще сам ход – показать Бабу-ягу не такой, какой мы ее привыкли видеть, а молодой, сексуальной, раскованной – смело и необычно. Мне даже немножко не хватило продолжения любовной линии Генерала и Яги, но, наверное, так хотел автор.

Вообще, все приемы, используемые в спектакле, очень удачны – лодка, танцы с платками, остров Буян, хотя, конечно, декораций не хватает, приходится много додумывать в новом варианте.

Думаю, что такой искрометный спектакль надо выводить на всероссийский уровень, не держать только у нас, поэтому желаю театру, чтобы этот спектакль увидели зрители из других городов. Это такой спектакль, которым гордишься. Нет ни одной второстепенной роли, каждый на своем месте и каждый запоминается своей яркостью и красотой.

Этот мюзикл очень выделяется в репертуаре театра, а я видела почти все спектакли и все премьеры в этом сезоне. В нем только молодости, энергии, есть моменты, где самому хочется пойти в пляс.

Я его смотрела в этом сезоне дважды и с удовольствием приду еще не раз. Считаю, что «Федота» надо смотреть всем, начиная с подросткового возраста. Столько подтекстов в тексте, столько энергии на сцене. Браво!

Фото: Республиканский русский театр драмы и комедии