Тверской районный суд г. Москвы 21. 03. 2022 г. удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ и признал Meta Рlatforms Inc. экстремистской организацией, запрещенной на территории России. Под запрет попадают соцсети Instagram и Facebook (на мессенджер WhatsApp решение не распространяется). Однако многие российские пользователи продолжают использовать запрещенные соцсети, не понимая, насколько они рискуют.
В условиях, когда нет правоприменительной практики, однозначно сказать, что можно, а что нельзя делать, сложно. Проанализировав ситуацию, экспертная компания в области построения систем коммуникаций и управления человеческими ресурсами ЛюдиPeople решила сформулировать советы частным пользователям, организациям, медиа, в том числе корпоративным, на тему, как работать с запрещенными в России соцсетями, чтобы не навредить себе.
Итак, начнем с главного: с момента вступления закона в силу и до появления компании в списке экстремистских организаций на сайте Минюста есть 30 дней. Ответственность за работу экстремистских сетей наступит именно с этого момента (т.е., с 20 апреля). Но эксперты советуют подстраховаться заранее.
Каким образом?
Отметим сразу: пользоваться соцсетями (просматривать ленту) можно. Публиковать нейтральный контент и комментарии, не нарушающие российские законы, тоже. Но в любом случае пользователь несет ответственность за свои действия в соцсетях.
Упоминать компанию и соцсети теперь нужно только с отсылкой об экстремистском статусе этих организаций и ресурсов и запрете их в России. Что касается старых упоминаний, то ЛюдиPeople считает, что их тоже лучше промаркировать или удалить (особенно если на сайте не отображается дата публикации), так как теоретически ответственность может наступить и задним числом. (Пример: Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ, Instagram и Facebook запрещены на территории РФ).
Что касается применения логотипов, то демонстрация символики запрещенных соцсетей теперь недопустима, поэтому иконки лучше убрать. Везде!
Репосты и ссылки на данные ресурсы, отправленные в письме или где-то размещенные, также могут приравниваться к демонстрации символики.
Категорически запрещена покупка рекламы на платформах (как и покупка акций компании). Это будет расцениваться как финансирование экстремистской деятельности. Если вы купили рекламу до внесения в реестр, все нормально: здесь фиксируется момент списания денег. Пока неясно, будет ли приравниваться к этому реклама напрямую через блогеров.
Выполнение работ или оказание услуг в интересах запрещенной компании и соцсетей может формально рассматриваться как участие в экстремистской деятельности.
Подытоживая вышесказанное, сформулируем экспертные советы, что нужно сделать как можно быстрее:
– убрать логотипы и ссылки с сайта (в том числе из плагинов для репостов), шаблонов писем, визиток, баннеров, видеороликов, из других соцсетей;
– промаркировать или удалить упоминания, даже старые;
– изменить способ авторизации на тех сайтах, где вход выполнялся через Facebook, запрещенный на территории РФ;
– скрыть иконки соцсетей в закладках/на рабочем столе/в уведомлениях, если вы собираетесь делать скрин или запись экрана;
– осваивать новые соцсети, площадки и форматы коммуникаций.
Если кому-то из пользователей вышеизложенной информации оказалось недостаточно, то можно почитать статьи законов Уголовного Кодекса РФ 282, 282.1, 282.2, 282.3, а также 13.15 КоАП, 20.3 КоАП. Очень впечатляет!