Чем обернется для нашей страны отказ Евросоюза от российских энергоносителей? Географы МГУ им. М. Ломоносова оценили возможные последствия для угольной отрасли России в случае запрета на импорт российского угля странами ЕС.

Напомним, в минувшее воскресенье Евросоюз наложил эмбарго на российский уголь с 10 августа 2022 года. С 2023-го планируется ввести запрет на нефть, с 2024-го – на газ.

Уголь стал первым в «отказном» европейском списке, хотя в минувшем году спрос на него в Европе существенно вырос, и Россия была вынуждена нарастить экспорт в западном направлении.

Россия поставляет 50 % энергетического угля для европейских электростанций, в среднем на 8,7 млрд долларов.

На восточном направлении ключевыми рынками сбыта являются Китай, Япония и Южная Корея.

Сотрудники кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ считают, что под ударом окажутся прежде всего главные угольные регионы страны – Кемеровская и Новосибирская области, Республика Хакасия, а также крупные и средние угледобывающие компании. Определенные сложности возникнут в системе грузоперевозок.

«После принятия решения ЕС по запрету российской угольной продукции с августа по декабрь 2022 года российские поставщики могут сократить экспорт в страны ЕС на 30 млн тонн, а это 3,1 млрд долл. При этом в большей степени пострадают поставщики энергетического угля, так как 95 % поставок в страны ЕС составляет энергетический уголь и только 5% – коксующиеся марки», – прокомментировал инженер лаборатории регионального анализа и политической географии географического факультета МГУ Михаил Макушин.

В настоящее время можно прогнозировать два сценария развития угольного рынка: инерционный, при котором текущая структура экспорта России не изменится, и трансформационный, заключающийся в переориентации на новые рынки сбыта.

«В первом случае торговля со странами ЕС будет вестись через турецких трейдеров, что скажется на снижении маржинальности операций для российских угольных компаний и на увеличении стоимости угля для потребителей в ЕС. Во втором – угольщики переориентируют свои поставки на рынки Китая, Индии или Турции. Импорт угля в Китай в 2021 г. составил более 300 млн тонн, и Китай готов принять новые объемы российского угля. Однако в условиях сохранения предельной загруженности БАМа и Транссиба поставки придется вести через северо-западные или черноморские порты, что удорожает транспортировку в 6,5-7 раз. Рынок Индии в большей степени нацелен на коксующиеся угли, а турецкий рынок не сможет принять весь объем невостребованного угля», – отмечает Макушин.

В то же время западное направление перевозок (в особенности порты Усть-Луга, Высоцк, Выборг) потенциально может потерять более 45 млн тонн груза в год, а южное направление – более 6 млн тонн (поставки в южном направлении на угольный терминал ГК «ОТЭКО» в порт Тамань уже имели тенденцию к увеличению).

От снобизма еврочиновников пострадают все: чтобы возместить выпадающие поставки российского угля, покупатели ЕС будут вынуждены приобретать его по цене на 20-30 % выше, чем российский.

Российским поставщикам, в свою очередь, придется какое-то время продавать свой уголь на азиатских рынках о скидкой (потому что объем предложения многократно увеличится), что, впрочем, в условиях роста мировых цен на уголь все равно будет достаточно выгодно.

В санкционно-угольной войне в очень пикантном положении оказываются Великобритания и Япония. Великобритания первая заявила об отказе от российского угля. А он, между прочим, в угольном балансе Королевства составляет 43 %. Наскрести такие объемы по миру можно, но трудно и очень дорого!

Япония любит русский уголь, но не любит русских. Такая вот проблема. Доля русского угля на рынке Японии колеблется от 11 до 13 %. В угольном бизнесе между странами сложились доверительные  отношения, расставаться с надежными партнерами не хочется, поэтому японцы, присоединившись к антироссийскому хору по поводу угля, умалчивают о конкретных сроках принятия решений.