Публичные слушания по исполнению бюджета Калмыкии за прошлый год вчера не обошлись без обсуждения концептов региональной финансовой политики. Председатель Совета старейшин при Главе РК Эрдне Пашнанов интересовался теми шагами, которые предпринимает власть для реструктуризации госдолга Калмыкии.

Тревога по поводу роста цифр доктора экономических наук, заслуженного работника народного хозяйства республики, более 40 лет посвятившего развитию экономики и финансов региона, понятна.

– Значительная доля дохода с территории республики направляется в федеральный бюджет. Это необходимость. Но при этом нарастает госдолг. Что делается правительством и минфином по реструктуризации долга? – спросил он.

Представивший основные тезисы исполнения основного финансового документа врио председателя правительства – министр финансов Очир Шургучеев подробно пояснил:

– Объем госдолга на 1 января 2022 года составил 7 миллиардов 774 миллиона рублей. Из них три с половиной миллиарда – это коммерческие кредиты. За прошлый год увеличение составило порядка одного миллиарда 183 миллионов, или 18 %. Но связано это с тем, что в 2021 году страна испытывала влияние пандемии. Поэтому в целом на финансирование мероприятий, которые были связаны с противодействием распространению коронавирусной инфекции и лечением заболевших в прошлом году был направлен миллиард 458 миллионов рублей. Это были для нас дополнительные расходы, которые финансировали за счет займов. За четыре месяца текущего года нам удалось сохранить тот же объем без увеличения.

Есть позитивный момент. На федеральном уровне принято решение по замещению всех коммерческих кредитов, которые нужно вернуть в текущем году, бюджетными. Технически и в правовом плане мы уже отработали механизм, и в конце мая – начале июня Калмыкии предоставят средства из федерального бюджета, за счет которых мы закроем коммерческие. Эти бюджетные кредиты республика будет возвращать уже в течение четырех лет, начиная с 2025 года.

Что это даст. В корне улучшится структура госдолга, теперь это будут полностью бюджетные, практически бесплатные – под 0,1 %, кредиты. Мы сэкономим на обслуживании госдолга порядка 300 миллионов рублей, которые можно направить на развитие, к примеру, того же сельского хозяйства, которое нуждается в минимальных объемах господдержки из ресбюджета.

Обрисовал Шургучеев и другой взаимовытекающий положительный момент. Дело в том, что сумма налогов на добавленную стоимость (НДС) и на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые по законодательству направляются с территории региона в центр, учитывается в размере предоставленного бюджетного кредита. 

– Для нас это актуальная тема и инструмент, который позволит не изыскивать дополнительные возвратные средства в будущем периоде, а реализовывать проекты, – подчеркнул врио премьера.