В Калмыкию прибыла делегация монахов из знаменитого монастыря Дрепунг-Гоманг (Индия), которую возглавляет досточтимый Кхаджок Тулку Ринпоче геше-лхарамба Джампа Дондуп. Это уже восьмой по счету визит в нашу страну священнослужителей одного из главных буддийских монастырей традиции Гелуг, в рамках которого запланировано посещение города Санкт-Петербурга, Калмыкии, Тувы и Бурятии.

В городе на Неве, куда тибетские монахи прибыли по приглашению настоятеля Санкт-Петербургского дацана Буды Бадмаева, они пробыли с 15 по 23 апреля. Для питерской буддийской общины они приготовили насыщенную программу, включавшую в себя лекции по учению буддизма, церемонию возведения песочной мандалы Будды медицины и другие религиозные ритуалы и посвящения.

Калмыкия стала следующим пунктом официального тура монашеской делегации. Первым гостей из Индии 24 апреля встретил поселок Яшкуль, где стараниями администрации Яшкульского района и местной буддийской общины в районном Доме культуры было организовано все необходимое для проведения религиозных ритуалов и общения с верующими. По просьбам местных жителей  священнослужители здесь построят мандалу Будды медицины (по-калмыцки это божество именуется Манла), так как, согласно свидетельствам краеведов, до революции на территории Яшкульского района, в бывшем Икицохуровском улусе располагался Эмчин хурул (назван так в честь его основателя ламы-лекаря Санджи Арагба), славившийся своими врачами-знатоками восточной медицины. И проведение церемонии в честь Манла-багши является своеобразной данью памяти калмыцким эмчи и почтения традиций врачевания, берущих истоки в тибетской медицине.

Следует отметить, что делегация из шести священнослужителей монастыря Дрепунг Гоманг, возглавляемой геше-лхарамбой (доктором буддийской философии), реинкарнацией высокочтимого Тулку Кхаджок Ринпоче, состоит сплошь из высокообразованных лам в звании гелонгов, в их числе главный голос (певчий) храма геше Намгъял. Это очень почетная должность, на которую кандидат избирается всей монашеской общиной Дрепунга сроком на шесть лет. В составе группы находится также врач тибетской медицины, действующий сотрудник Института тибетской медицины и астрологии.

График пребывания гостей в республике очень плотный. С 24 по 30 апреля они будут находиться в Яшкуле, где течение четырех дней им предстоит возвести и разрушить песочную мандалу – символический дворец Будды медицины. Как пояснил один из организаторов визита гостей, священнослужитель центрального хурула  Йонтен-лама (в миру Сергей Киришов), обычно на эту церемонию у монахов уходит не менее шести дней, но ввиду ограниченного лимита времени они  будут работать допоздна и постараются завершить строительство мандалы пораньше, до выходных, чтобы 29 апреля люди смогли созерцать построенный священный дворец божества и тем самым накопить благу карму и получить высшее  благословение.

Кроме того, будут проведены ритуалы богини долгой жизни Белой Тары «Долкар Цедуб», Будды медицины, Гал тяклгн,  «Сангсол» и традиционная по пятницам поминальная служба, а также ритуал призывания удачи и притяжения богатства Янгдруб. На протяжении всего этого периода каждое утро будут проводиться общие молебны, затем Кхаджок Ринпоче и другие монахи будут поочередно вести индивидуальный прием верующих. А по вечерам геше-лхарамба Джампа Дондуп будет читать лекции по актуальным темам, особенно для мирян, – о прибежище, карме, сансаре, пользе простираний.

В церемонии открытия двухнедельной программы пребывания делегации монастыря Дрепунг Гоманг в Калмыкии, состоявшейся в ДК, приняли участие глава администрации Яшкульского РМО Тельман Хаглышев и министр культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков. Они поблагодарили гостей за то, что ответили на приглашение посетить республику с благими намерениями – распространить знания об учении Будды и даровать местным жителям могущественные тантрические ритуалы, держателями которых на протяжении веков был монастырь Дрепунг Гоманг.

Как подчеркнул Хонгор Эльбиков, между калмыцким духовенством и одним из ведущих монастырей Тибета Дрепунг Гоманг существовали многовековые тесные связи.
Кармически калмыки и тибетцы связаны друг с другом и современным олицетворением религиозной общности является нынешний шаджин-лама Калмыкии. Именно его по окончании полного курса обучения в этом монастыре Его Святейшество Далай-лама благословил и направил просвещать калмыцкий народ, с которым Тэло Тулку Ринпоче связан не только кровными узами, но и духовными. Ибо, будучи реинкарнацией Тилопы, он является духовным отцом всех монголоязычных буддистов. Как верховный лама Калмыкии он приложил немало усилий к тому, чтобы по его стопам пошли молодые калмыцкие юноши, отправленные им обучаться в альма-матер и другие буддийские монастыри, лучшие центры буддийской науки для того, чтобы обеспечить преемственность поколений в буддийском духовенстве России.

«Сегодняшний приезд священнослужителей Дрепунга это большая, невероятная удача, значимое событие в культурной и духовной жизни нашей республики, – подчеркнул министр культуры и туризма. – Я искренне радуюсь тому, что к нам прибыли высокие ламы, настоящие учителя в звании гелонгов, держащие все 253 обета, что весьма непросто в наше время, в условиях современной цивилизации, и жители республики смогут почерпнуть от них истинные знания о буддийской религии и принять участие в чистых практиках буддизма».

Руководитель делегации монастыря Дрепунг Гоманг Его Преосвященство Кхаджок Тулку Ринпоче в кратком интервью интернет-газете «Степные вести» отметил, что очень рад впервые оказаться в Калмыкии и увидеть здесь все то, о чем был много наслышан от коллег, ранее побывавших здесь.

«Мне очень нравится ваша республика. Здесь живут люди искренние, верующие, открытые. Когда я ехал в Россию, где нас ждала весьма сложная, насыщенная программа тура, переживал некоторое волнение, беспокойство о том, как все пройдет. Но, приехав сюда, в калмыцкие степи, как-то сразу успокоился, почувствовал себя, как дома», – поделился чувствами геше-лхарамба.

По его словам, он благодарен калмыцкому народу за то, что сумел сохранить основу своей коренной религии, веру в учение Будды. Однако неверно думать, что ты буддист в силу рождения: религия не передается по наследству. Одной слепой веры недостаточно – необходимо знать буддийскую доктрину, для этого нужно более глубоко изучать буддийские тексты и заниматься буддийской практикой, подчеркнул Ринпоче.

Все живые существа стремятся к счастью. Но чтобы стать счастливым, нужно создать причину для счастья, а значит избавиться от страданий, душевных и физических. Помочь в этом может настоящая буддийская практика, частью которой является накопление благой кармы, по-калмыцки буйн. Созерцание разного вида мандал, песочной в том числе – одна из таких практик.

В частности, по словам Кхаджок Ринпоче, церемония строительства песочной мандалы Будды медицины, которую они продемонстрируют в Яшкуле, как нетрудно догадаться, имеет огромный очистительный и оздоровительный эффект. Но при этом, участвуя в ней, а также начитывая мантру Будды медицины «Тэйята Ом Бекандзе Бекандзе Маха Бекандзе Рандза Саму Гате Соха», важно иметь правильную направленность мыслей – мотивация не должна быть эгоистичной: следует думать о здоровье и счастье всех живых существ. Кроме того, добавил он, было бы желательно, чтобы в ритуалах, связанные с Буддой медицины, участвовало как можно больше врачей, медицинских работников, для которых практика Будды медицины является коренной.

По  словам геше-лхарамбы, 1 мая в Элисте, в центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» монахи Дрепунг Гоманга начнут возводить мандалу Зеленой Тары. В течение шести вечеров глава делегации Кхаджок Тулку Ринпоче будет читать лекции о сознании. Кроме утренних молебнов, ламы будут проводить ритуал Будды Медицины с передачей мантры Будды Медицины, ритуал Зеленой Тары («Долчок») с передачей мантры Зеленой Тары, ритуал «Кангсо» – молебен, обращенный к защитникам учения, поминальную службу и ритуал «Джинсег» (огненная пуджа).

6 мая, с 11.30 до 17 часов в  храме можно будет созерцать возведенную мандалу Зеленой Тары. На следующий день, 7 мая, после утреннего молебна состоится церемония разрушения песочного дворца. В тот же день монахи из Индии отправятся в город Астрахань, откуда двинутся в дальнейший путь по намеченному маршруту официального тура.

Фото Николая Бошева