Понятия «энергетический переход» и «зеленая повестка» прочно вошли в нашу жизнь. Но что это такое? Куда мы идем и зачем? В каком месте остановимся? На эти и другие наши вопросы отвечает системный аналитик, эксперт по энергоэффективности и энергетическим рынкам, ветеран энергетики, профессор Измаил Хузмиев.
– Измаил Каурбекович, расшифруйте, пожалуйста, сами понятия.
– Энергетический переход – это переход к низкоуглеродной энергетике на новом технологическом уровне. «Зеленая» повестка содержит перечень задач по достижению поставленной цели. Все это укладывается в концепцию Большого перехода к новой цивилизационной модели мира. Другими словами, это эволюционный переход от затратной модели экономики, разрушающей природную среду, к экономике устойчивого энерго- и ресурсосберегающего развития, способного обеспечить хорошие условия жизни всему населению планеты, а не отдельным привилегированным группам.
С одной стороны, сегодня около двух миллиардов человек на планете не имеют доступа к энергии, то есть, у них нет возможности нормально жить. С другой, нарастает глобальная обеспокоенность ухудшением экологической обстановки в мире. Обе эти проблемы можно решить, в том числе за счет перехода к чистой и эффективной энергетике.
Эти темы, кстати, будут центральными на Мировом энергетическом Конгрессе МИРЭС, который состоится в октябре этого года в Санкт-Петербурге.
– Нам внушают, что к 2060 году должна остаться только безуглеродная, чистая энергетика на солнце, ветре, водороде. Классической «огневой» энергетики быть не должно. А как на самом деле?
– Понятие «чистая» энергетика гораздо шире. Это, прежде всего, технологии. Например, угольная энергетика может быть чистой, а энергия ветра и солнца – наносить вред природе, как при эксплуатации энергоустановок, так и при их утилизации. Не буду углубляться в эту тему – она для отдельного большого разговора. Заострю внимание на том, что в настоящее время мы наблюдаем извращение самой идеи энергоперехода. В руках глобальных политических и технократических элит переход к чистой, зеленой энергетике становится инструментом управления человечеством. А это крайне опасно.
– Как можно влиять на людей через «зеленую» повестку? И какое отношение к этому имеет классическая углеродная энергетика?
– Прямое. Углеродная энергетика – это нефть, газ, уголь. На их основе строится любая экономика. Убери все это – и вы останетесь без промышленности, без тепла и света, без удобрений, без еды. В мире достаточно примеров, когда нацеленность на сокращение углеродной энергетики в пользу возобновляемой на солнце и ветре (замечу, что атомная и гидроэнергетика тоже относятся к категории безуглеродных возобновляемых источников) приводит национальные экономики к кризису. Я ни в коем случае не против возобновляемых источников, считаю, что за ними будущее. Но в мире должны использоваться все виды энергии, если они решают главную задачу: обеспечивают достойное качество жизни человечеству.
– Возможно ли этого достичь в рамках действующей климатической повестки?
– Да, если решать задачи, а не спекулировать на них. Возобновляемая энергетика должна гармонично вписываться в мировой энергетический баланс, дополнять углеродную энергетику, участвовать в обеспечении энергетической безопасности. Между тем, в рамках реализации «климатической повестки» и борьбы с глобальным потеплением в мире началась оголтелая борьба парниковыми газами и, прежде всего, с углекислым газом (СО2). Почему именно СО2 объявлен главным врагом, понять можно: интересанты всемирной озабоченности выбросами углекислого газа проводят политику установления нового мирового порядка – неоглобализма, чьей конечной целью является лишение суверенитета народов и государств, получение полного контроля над всеми природными ресурсами, что может привести к деградации экономики и депопуляции.
Этим людям плевать на доводы, что в атмосфере углекислого газа ничтожно мало, что в общем объеме парниковых газов он составляет всего 3,6 % и пр. Им надо реализовать свои задачи: подпортить жизнь России как крупнейшему экспортеру углеводородных энергоресурсов, но, главное, – за счет внедрения «зеленой» повестки замедлить прирост населения Земли.
– Каким образом?
– С помощью войн, эпидемий, голода. Про войны и эпидемии говорить не буду – сами все видите. А вот о голоде нужно сказать отдельно. Потому что ситуация с ограничением поставок энергоносителей из России на мировой рынок и, прежде всего, в европейские страны имеет далеко идущие последствия. Без такого углеводородного топлива, как газ, невозможно производить удобрения в промышленном масштабе. Значит, будет недостаток еды. На 2022 год голод в мире уже запланирован. По оценкам экспертов, он продолжится и в 2023 году. Но это еще не все.
По прогнозам МЭА, к 2040 году мировое потребление энергии возрастет на треть за счет роста населения до 9 млрд человек, роста экономики в 1,5 раза, урбанизации и увеличения количества автомобилей в мире на 1,3 млрд штук. Спрос на энергию будет расти. Обеспечить его можно за счет новой энергетики. Но глобальные лидеры предлагают другое решение: сократить прирост населения. По их мнению, должны остаться страны «золотого миллиарда» и пара миллиардов человек для их обслуги. Этот процесс уже идет. Его пока замалчивают, но на научных конференциях, форумах, в том числе Давосском, данная тема поднимается. Сейчас ученые исследуют непонятный феномен: в Австралии массово стали умирать сорокалетние мужчины. В ряде стран в результате различных прививок у молодых людей утрачиваются репродуктивные функции. Параллельно широко используются и другие методы по сокращению населения: активно пропагандируются нетрадиционные гендерные отношения, раздаются призывы не рожать детей и т.д. То есть управляемый процесс сокращения прироста населения идет полным ходом.
– Как все связано… А казалось бы, говорим о сокращении выбросов СО2.
– Фактически борьба с СО2 – это борьба с жизнью на Земле, так как все живое, в том числе люди, состоят из углерода, а в процессе жизнедеятельности выделяют углекислый газ.
Борьба с углекислым газом принимает гротескные формы: в Голландии, например, правительство требует от фермеров ликвидировать животноводство и вводит налог на содержание коров, которые портят воздух и тем самым влияют на «глобальное потепление». Истребление домашнего скота – весомый «камень» в голодную копилку.
– А мясо откуда брать?
– Не хочется об этом говорить, но буквально вчера, читая иностранную прессу, наткнулся на совершенно дикий для человеческой цивилизации путь, предлагаемый некоторыми учеными. Суть его в том, что у человека берется клетка, из которой выращиваются мясо и мясные продукты. И этим предлагается питаться. По сути, это пропаганда каннибализма. Зато не нужны ни коровы, ни овцы, которые выделяют углекислый газ. В итоге людей будет меньше, животных – меньше, углекислого газа – меньше. Только кому от этого лучше?
Знаете, любую хорошую идею можно извратить. Но объективная реальность сильнее любых извращений. Энергопереходу, конечно, быть. Однако он должен проходить совершенно по другой схеме, а не по той, что предлагают сторонники сомнительных «зеленых идей».