Бесконечно строить ветряные и солнечные парки на Юге России больше не дадут

Перспективное планирование в электроэнергетической отрасли станет централизованным.

Это плохая новость для приверженцев тотальной рыночной экономики («рынок все отладит»), но хорошая для всех потребителей энергии, потому что переход к централизованному долгосрочному планированию ставит с головы на ноги всю систему развития энергетики.

Идея возвращения к централизованному планированию принадлежит министру энергетики РФ Николаю Шульгинову и сторонникам государственного подхода к развитию критически важных отраслей и региональных экономик.

Под централизованное планирование подпадают объекты, которые оказывают непосредственное влияние на энергосистему страны. Частное строительство сетей и генерации, которое собственники осуществляют в своих интересах и за свой счет, не отменяется.

В соответствии с новыми правилами строить объекты генерации (в том числе ВИЭ-парки по ДПМ, договорам поставки мощностей) и сетевой инфраструктуры будет позволено только там, где это действительно нужно, а не там, где удобно инвестору, невзирая на то, как отразится новое строительство на надежности энергоснабжения территорий и кошельках потребителей.

В июне Государственная Дума РФ приняла закон (ФЗ-174), который стал важнейшим стратегическим документом, меняющим принципы развития электроэнергетической отрасли. Сейчас завершается разработка 24-х подзаконных актов, в которых будут определены направления и механизмы реализации законодательства.

Ответственным за перспективное планирование назначен Системный оператор Единой энергетической системы (СО ЕЭС) – единственная, по мнению профессионального сообщества, организация, способная справиться с данной задачей.

О деталях изменений и участии регионов в реализации закона проинформировали на состоявшемся на днях всероссийском совещании заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс и председатель правления СО ЕЭС Фёдор Опадчий.

Они, в частности, рассказали, чем отличается новый подход к долгосрочному планированию от предыдущего и какую роль в планировании играют местные органы исполнительной власти.

Но для начала поясним, почему потребовалось принимать новую систему планирования. Дело в том, что до последнего времени строительство энергообъектов проводилось с большой долей хаотичности, так как региональные власти предоставляли очень разные по глубине и качеству схемы развития электроэнергетики в своих субъектах РФ. Это говорит о том, что руководство многих регионов не имело четкого представления, каким образом будет развиваться  вверенная им территория, рисовали оторванные от жизни планы социально-экономического развития с  множеством возможных вариантов развития и т.д. Но как при этом реализовывать конкретные проекты? Ведь энергетика строится под реальные потребности региона, а не под какие-нибудь придуманные варианты.

Более того, сложилась порочная практика, когда любой губернатор мог потребовать от энергокомпании (прежде всего, сетевой) проложить линию электропередачи на том или ином участке под какой-нибудь завод или торговый центр и пр., который региональная власть рассчитывала когда-нибудь построить. Согласно законодательству, предусматривающему свободный доступ потребителей к энергомощностям, энергетики не могли отказать в строительстве. Линия возводилась, а предприятие – нет. В результате энергопотребления, на которое рассчитывала энергокомпания, не было. Но линию, даже если она не используется, надо обслуживать, оборудование требуется содержать в рабочем состоянии, а это дорогое удовольствие. Дополнительные расходы, которые, кстати, не возмещаются, частично ложатся на потребителей – через тарифы, частично – на энергокомпании. Это приводит к росту стоимости электрической энергии и росту перекрестного субсидирования.

Теперь ситуация должна измениться. Система планирования станет двухуровневой (ранее она состояла из трех уровней). Первый уровень включает Генеральную схему размещения энергообъектов в стране на 18 лет вперед (с корректировкой каждые 6 лет и актуализацией каждые 3 года), второй – схемы и программы развития (СиПР) ЕЭС России и регионов. Каждый субъект РФ должен прислать в СО ЕЭС исходные данные о перспективах социально-экономического развития региона, о том, какие дополнительные мощности для этого требуются, а также представить документы о том, что планируемый объект включен в прогноз социально-экономического развития территории, под него выделен земельный участок и что планы, заявляемые инвесторами, совпадают по срокам и объемам с планами развития электросетей. Кстати, Ф. Опадчий обратил внимание на такую деталь: в рамках подготовки СиПР на 2022-2028 гг. Системный оператор разослал письма в сетевые организации и органы исполнительной власти регионов с просьбой прислать до 1 июля 2022 года исходные данные, необходимые для планирования развития энергетической базы в регионах. Откликнулись менее половины. Это – к вопросу об ответственности непосредственных участников перспективного планирования.

…Переход к централизованной системе планирования поставит точку в системе беспорядочного строительства ВИЭ-генерации. Системный оператор не раз заявлял о том, что бессистемное размещение ветряных и солнечных парков уже оказывает негативное влияние на надежность работы энергосистемы Юга России, и что здесь придется наводить порядок. Законодательная основа для этого уже есть.

Фото: сайт искра26.рф