АГНКС на востоке Элисты может заправлять до 500 машин в сутки, и это только начало

В то время, когда недружественные России государства мучаются вопросом, откуда взять недостающий природный газ, в нашей стране думают над тем, куда девать излишки?

Ситуация на самом деле складывается непростая. За последние 9 месяцев «Газпром» сократил добычу «голубого топлива» на 17,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – обвальное снижение экспорта в страны ЕС и Великобританию.

Недавняя диверсия на газопроводах «Северный поток» 1 и 2, а также нестабильная ситуация на Украине, по территории которой транзитный трубопроводный газ еще поступает в Европу, делает невозможным наращивание экспорта в западном направлении.

На азиатском направлении поставки «голубого топлива», наоборот, растут. Однако даже такая мощная газопроводная система, как «Сила Сибири», не в состоянии  перебросить высвобождающиеся объемы.

В связи с этим правительством РФ было принято решение о строительстве магистрального газопровода «Союз Восток» через Монголию в Китай, о существенном увеличении экспортных поставок сжиженного природного газа СПГ (что довольно сложно по целому ряду причин), а также о более широком применении российского газа у себя дома.

О том, что газ, добываемый в России, должны получать прежде всего российские потребители, еще в конце 1990-х не уставали повторять основатели и первые руководители «Газпрома» Виктор Черномырдин и Рем Вяхирев. Они же поднимали вопрос о догазификации регионов, о развитии рынка газомоторного топлива (газ как автомобильное топливо как минимум в 2-3 раза дешевле бензина и в 5-6 раз чище), которые должны проводиться под контролем и при действенной поддержке правительства страны.

Сегодня пришло время в полной мере реализовать задуманное много лет назад.

Ускоренными темпами идет догазификация регионов: до 2025 года в  эту сферу планируется вложить почти 800 миллиардов рублей, обеспечить газом более 3600 населенных пунктов, газифицировать 3200 котельных и построить 24 тысячи межпоселковых газопроводов.

Активизируется развитие рынка газомоторного топлива. На разных экспертных площадках дискутируется вопрос о переводе автотранспорта на газ. Недавно по этому поводу состоялось заседание в  «Газпроме». Тему использования природного газа в качестве моторного топлива обсудили представители отраслевого предпринимательского сообщества, органов государственной власти и управления.

Участники отмечали, что весь мир активно переходит на газомотороное топливо: только за последние 10 лет (с 2010 по 2020 гг.) количество транспортных средств на природном газе на планете выросло более чем в 20 раз (В перспективе газовое топливо может получить еще большее распространение в сегменте автомобилей и морских судов, благодаря своей экологичности и меньшей стоимости.)

В России за то же время оно увеличилось всего в 3, 7 раза. Это говорит не только о нашей медлительности, но и о громадном потенциале, который нужно использовать себе во благо.

Как заметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин, тема газомоторного топлива входит в «пятерку» приоритетов развития энергетической отрасли страны. Он также заявил, что ТПП РФ начинает масштабный проект по развитию газомоторного рынка в российских регионах.

Председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, в свою очередь, отметил, что  дальнейший рост рынка связан с реализацией федерального проекта «Развитие рынка природного газа как моторного топлива», который позволит увеличить долю добываемого газа, направленного на внутреннее потребление, и дать потребителям альтернативный и сравнительно дешевый вид топлива.

Для этого необходимо построить  разветвленную инфраструктуру автомобильных газонаполнительных станций (АГКНС) и сформировать эффективную систему стимулов – как для строителей, так и для автовладельцев, которые пока не очень охотно используют газ в качестве топлива (существующие АГНКС загружены в среднем на треть). Параллельно нужна серьезная разъяснительная работа с потребителями.

Ключевыми точками размещения газозаправочных станций должны стать федеральные трассы.

Около месяца назад такая АГНКС открылась на востоке Элисты. Станция находится вблизи федеральных трасс Р-22 «Каспий» и Р-216 «Астрахань — Элиста — Ставрополь» и может заправлять до 500 автомобилей в сутки.

Для того, чтобы взять необходимые темпы реализации газа внутри страны, рынок газомоторного топлива у нас в первые три года должен расти на 10 % в год. Как это сделать – решать профессионалам. Эксперты считают, что это возможно. Надо работать.