Особенным, сродни сказке, событием, стал концерт государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова для учащихся детских школ искусств Калмыкии. Около сотни мальчишек и девчонок из Элисты и районов республики были специально приглашены на творческий вечер-презентацию, организованный в рамках международной акции «Спасибо, Далай-лама!» в ознаменование выхода в свет аудиокниги духовного лидера буддистов мира «Этика для нового тысячелетия».
Юные музыканты и танцоры весь концерт провели на одной сцене со звездными артистами, впитывая их энергетику и мастерство. Для них самих и прибывших их сопровождать преподавателей эти несколько часов были важной миссией и сопровождались душевным волнением. Наши ребята достойно с ней справились и получили массу положительных эмоций и впечатлений, которые запомнятся им на всю жизнь.
Вечер получился поистине волшебным. Под сводами большого зала Калмгосфилармонии звучали произведения Антонио Вивальди, Луиджи Боккерини, Астора Пьяццолла, Эдварда Грига. Зрители буквально не отрывали взора от сцены, следили за каждым движением маэстро Владимира Спивакова, который вел с музыкантами диалог, полный взаимопонимания и творческого полета. Исполнительское мастерство каждого инструменталиста и солистов завораживало, за что артистов публика вознаграждала бурей овацией. Музыкантов долго не отпускали со сцены, да и они, казалось, не спешили удаляться за кулисы, чувствуя огромную позитивную энергию от зала.
Как рассказал на пресс-конференции накануне концерта исполнительный директор фонда сохранения и развития буддизма «Океан мудрости» Анатолий Джуджиев, одним из тех людей, которые сразу вдохновились проектом создания аудиокниги и идеей пригласить прославленный на весь мир коллектив «Виртуозов Москвы» в Элисту, был народный композитор Калмыкии Аркадий Манджиев.«Аркадий Наминович мне сказал: «Наша задача – привезти «Виртуозов» и оставить наедине со зрителями. И в этом количестве людей, которые будут присутствовать на концерте, возможно, найдется «нег бичкн көвүн, күүкн» (в переводе с калмыцкого – маленький мальчик или девочка – Ред.), которые в будущем станут музыкантами, творческими личностями. Вот именно ради этого должен пройти этот концерт», – привел слова композитора Джуджиев.
В качестве примера Аркадий Манджиев привел историю из своей жизни. Он всегда, не стесняясь, по-простому называл себя «колхозником». Родился в сельской глубинке, в простой семье, где все любили музыку. И вот однажды, ему тогда было где-то 10-12 лет, к ним в поселок Комсомольский приехал с концертом какой-то оперный певец. Он каким-то образом попал на него, и эта встреча предопределила всю его будущую творческую жизнь.
Таким образом, наш калмыцкий маэстро – композитор, дирижер, певец, аранжировщик, любимый всей монголоязычной публикой Аркадий Манджиев, которого, к сожалению, мы потеряли в мае этого года, незримо присутствовал на концерте. В воплощение проекта с аудиокнигой Далай-ламы он вложил свою душу, творческую энергию и отдал, в том числе, физические силы, завершив долгожданный капитальный ремонт здания филармонии. И теперь она будет носить его имя.
«Это очень правильно!» – услышали журналисты от Владимира Спивакова, который высоко оценил заслуги своего коллеги, его мудрые слова и благородные деяния. Со своей стороны он отметил, что так же придерживается принципа – на все концерты оркестра, вот уже на протяжении более 40 лет его существования, выделять места в зрительном зале для особенной категории своих гостей – пожилых людей и детей, для которых цена билетов недоступна.
«Когда «Виртуозы Москвы» находились на гастролях в Японии, у нас было два благотворительных концерта для больных стариков, пострадавших от радиации после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Мы даже посетили больницы, где они находятся, и эти люди, по вероисповеданию синтоисты, очень трогательно нас встречали и благодарили.
Потом нас попросили провести еще один концерт, на который придут дети. Мы, конечно, согласились. Сняли зал, почти 2700 детишек пришли: черные головки, белые воротнички и чулочки. Все сидели тихо. Мы играли наш обычный репертуар, лектор из Токийской консерватории переводил, о чем эти музыкальные произведения, кто их автор. Когда я обращал взор в зал, видел, что некоторые маленькие дети в первых рядах мирно спали.
Потом я обратился к устроителям, посетовал на то, что, наверное, детям было скучно, надо было подготовить другой репертуар. Но мне ответили: нет, все очень хорошо, правильно. Если несколько человек из этих более чем двух тысяч детишек, которые были в зале, пронзит эмоция, наша нация станет богаче, сказали мне. Вот такое понимание вопроса. И это абсолютно естественно – делиться эмпатией друг с другом», – отметил Владимир Спиваков.
Фото: Мерген Бембинов