Комиссия Общественной палаты РФ рекомендует внести ряд изменений в закон об ОСАГО.

Соответствующая резолюция подготовлена по итогам круглого стола, состоявшегося еще в сентябре 2022 года.

В рамках достигнутого консенсуса предлагается увеличить минимальные сроки страхового ремонта и разрешить использование бывших в употреблении запчастей, а также внести коррективы в стратегии импортозамещения и развития отечественной автомобильной промышленности.

В чем заключается необходимость названных мер, пояснил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК (общественные наблюдательные комиссии) Александр Холодов. Он, в частности, сказал: «Сейчас очень сложно найти ту грань, которая бы помогла соблюсти интересы сразу двух сторон. С одной стороны, автомобилистов, которые не должны страдать оттого, что увеличены сроки. По закону в течение 30 дней им должны вернуть автомобиль. Месяц без машины и так для многих трагедия, так что увеличивать срок не всегда приятно. С другой стороны, нужно понимать, что сейчас сложная экономическая ситуация и другая реальность для страховых компаний. Нужно сделать так, чтобы была возможность не только выплачивать компенсацию деньгами, а ремонтировать автомобили. Как правильно поступить, участники круглого стола так и не договорились. Но этим вопросом нужно заниматься, поэтому рекомендации будут направлены в том числе в Госдуму». 

В обсуждении приняли участие представители Министерства внутренних дел РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Российского союза автостраховщиков (РСА), страховых организаций, станций технического обслуживания, отраслевых союзов и ассоциаций, а также научного и экспертного сообществ. 

Представители РСА заостряют внимание на том, что кризис автозапчастей в России длится не первый месяц, и он только нарастает из-за ухода  с российского рынка зарубежных автопроизводителей, санкционного давления и разрывов логистических цепочек. Все это приводит к дефициту и серьезному подорожанию запчастей. В 2022 году ремонт автомобиля по ОСАГО подорожал в среднем на 30%, а многие оригинальные запчасти приобрести стало практически невозможно.

В связи с этим правительством принят ряд антикризисных мер (в том числе – расширение тарифного коридора и разрешение рассчитывать стоимость ремонта только по стоимости аналогов оригинальных запчастей, если последние отсутствуют на российском рынке). Предложения круглого стола служат дополнением к ним.

Комментируя новые инициативы, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил: «Россия попала в эпоху дефицита, и выйти из этого кризиса будет непросто. Необходимо оперативно реагировать на текущие вызовы, чтобы не страдали отрасль и население. Необходимо проанализировать опыт Приморья, где б/у запчасти на редкие праворульные автомобили успешно устанавливают уже не первый год. Важно понимать, что речь не о принудительном использовании бывших в употреблении запчастей, а лишь в тех случаях, когда на это согласен потерпевший. Многие автомобилисты, особенно в регионах, предпочитают установить оригинальную б/у деталь вместо нового аналога при ремонте автомобиля. На некоторые модели редких автомобилей просто нет других вариантов, кроме как детали с «разборок». 

Использование б/у комплектующих никак не должно влиять на безопасность дорожного движения, и для этого запчасти должны быть сертифицированы, считает представитель ГИБДД Денис Ануфриев. Эту мысль развил член правления союза автосервисов, заместитель гендиректора автокомплекса «ЕвроАвто» Илья Плисов. Он подчеркнул: «Мы можем исключать сложные агрегаты по типу тормозных, которые влияют на безопасность, но в большинстве случаев ДТП требуют замены именно кузовных запчастей, и это не критично. В расчетах необходимо учесть расходы на логистику и восстановление как б/у запчастей, так и аналогов».

Что касается предложения увеличить сроки проведения восстановительного ремонта, то в сложившихся реалиях оно просто необходимо. Суть в том, что согласно законодательству, страховщик должен отремонтировать автомобиль максимум за 30 календарных дней. В случае нарушения сроков компании придется уплатить неустойку (пени). Однако в условиях новых вызовов станции техобслуживания не могут гарантировать проведение ремонта за 30 календарных дней, так как из-за сбоев в логистике сроки доставки запчастей увеличиваются, – прокомментировал вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов.

В новых реалиях стратегически важной задачей становится развитие собственного производства и расширение ассортимента производимой автомобильной продукции. В связи с этим правительству РФ рекомендовано пересмотреть систему стратегического планирования по импортозамещению в автомобилестроительной отрасли, а также разработать меры государственной поддержки российских производителей материалов и запасных частей.