В Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» расписывают скульптуру Майтреи. Информация очень заинтересовала читателей «Степных вестей». Сомнений в том, что эту работу поручили профессионалу, не было, и мы отправились в хурул за историей жизненного пути мастера. Процесс работы Татьяны Музраевой и волонтера Амры Дорджи-Горяевой заснял наш фотохудожник Николай Бошев.

Все началось со скамьи Яшкульской школы №1, даже с одного урока калмыцкого языка, который вела Александра Балтыкова. Училась Татьяна тогда в пятом или шестом классе. Александра Владимировна принесла книгу геше Вангьяла «Лестница, украшенная драгоценностями».

Татьяна Дмитриевна вспоминает: «Я открыла книгу и рассматривала изображения буддийских божеств, танки. Обложка глубоко запечатлелась в памяти. После школы, учась в Элисте, я помогала в работе своей старшей сестре в Аршанском хуруле. Тогда приехала группа танкописцев из Индии, которых пригласил Эрдни Нимгиров. Они работали в дугане Аршанского хурула, я видела, что они делают, и мне очень захотелось заниматься этим. Тогда я училась в автодорожном техникуме на отделении «промышленное и гражданское строительство». Специализация, работа с чертежами, очень помогла потом в учебе в Индии, там вспоминала Автодор с благодарностью (улыбается).

В Дхарамсалу, в Институт тибетской танкописи, поехала, когда окончательно определилась с выбором своего пути и получила благословение в хуруле. Училась с 2005 по 2010 годы. Там, кстати, до меня учился и Эрдни Нимгиров. Обучение было бесплатным, только за жилье платили и питались сами. Были сложности – и с языковым барьером, и с едой. У них все очень острое (смеется). А приехав после учебы из Индии, я сразу вышла замуж… У меня трое детей, сейчас они подросли, и теперь я работаю.

Но я всегда занималась танкописью, не оставляла свою работу. Расписывали алтарь в хуруле в Цаган-Нуре. В Ики-Бухусе полностью расписывали хурул, и тогда приезжал работать Эрдни Нимгиров, ведь это его родина. Я работаю и верна делу, избранному сердцем».

Татьяна Дмитриевна также рассказала нам историю появления статуи Майтреи в хуруле. Это случилось благодаря волонтеру из Калмыкии, который помогал бурятскому скульптору в работе над одной из статуй Майтреи. В благодарность калмыцкому хурулу был передан слепок, с которой и была отлита статуя. «Мы сейчас на стадии детализации – расписываем отдельные части статуи, – подчеркнула наша собеседница. – В работе мы используем акриловые краски и сусальное золото высшей пробы, которое привезено из Индии».

Булгун Гаряева

Фото: Николай Бошев