9 февраля исполнилось сто лет российской гражданской авиации. По случаю векового юбилея отечественного гражданского воздушного флота в Элисте состоялось торжественное собрание, в котором приняли участие Глава Калмыкии Бату Хасиков, председатель правительства республики Гиляна Босхомджиева, руководство и работники АО «Аэропорт «Элиста», ветераны авиапредприятия, представители Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, Народного Хурала, органов власти столичного муниципалитета, общественности.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». В том же году образовалось первое авиатранспортное предприятие СССР – общество с акционерным капиталом «Добролет» и открыт первый аэродром на Ходынском поле в столице страны, откуда была запущена первая регулярная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород.
В Калмыкии служба воздушного сообщения начала развиваться с 1930 года, когда в Элисту прибыл первый самолет для помощи народному хозяйству молодой советской республики. Спустя год прислали еще два борта для спасения в условиях суровой, снежной зимы поголовья скота и животноводов. А 16 апреля 1931 года состоялся первый авиарейс по маршруту Армавир – Элиста – Астрахань.
В 1934 году в столице Калмыкии уже был маленький аэродром, при котором действовал аэроклуб Осоавиахима и планерная школа, где готовили специалистов. Давнишняя мечта степняков иметь свой самолет «Красный Калмык» и «Даешь авиамехаников – калмыков!» стала явью. Административный центр республики был связан ежедневными рейсами со всеми своими окраинными населенными пунктами: Башанта, Долбань, Лагань, Улан-Хол и другими.
За вековую историю отечественная гражданская авиация прошла большой путь. Золотым временем была последняя четверть 20 века, когда парк базовых воздушных судов пополнился первыми реактивными самолетами Як-40, ИЛ-86 и другими легендарными моделями лайнеров, летавших по всему миру.
Вместе с авиационной индустрией страны быстрыми темпами развивались и межрегиональные пассажирские перевозки. К началу 1990-х аэропорт «Элиста», численность работников которого к тому времени достигала 700 человек летного состава и работников наземных технических служб, был связан воздушными линиями более чем с 20 городами страны. В день делалось до 22 рейсов. То были поистине золотые времена калмыцкой гражданской авиации, но с приходом рыночной экономики наступил кризис, и отрасли пришлось в буквальном смысле выживать.
Несмотря на трудности последних десятилетий, аэропорт столицы Калмыкии продолжает жить, более того – с уверенностью смотрит в будущее, связывая перспективы роста производственных оборотов с развитием туризма в республике. Это особо подчеркнул в своем выступлении на торжественном мероприятии глава региона Бату Хасиков.
«Безусловно, мы будем развивать все направления транспорта в Калмыкии, но на сегодняшний день самый большой потенциал мы видим именно в развитии авиасообщения, – отметил Бату Хасиков. – За последние три года в отрасли произошли изменения в лучшую сторону. В Калмыкии появились новые авиалинии, и расширение географии пассажирских перевозок оказалось востребованным. Мы отмечаем достаточно динамичное увеличение пассажиропотока.
У нас большие планы по дальнейшему развитию авиации в регионе, которые связаны с улучшением инфраструктуры аэропортового хозяйства, модернизацией аэровокзального комплекса. Эту работу поэтапно проводит инвестор – компания «Аэропорты большой страны». До конца лета капитальный ремонт здания аэропорта будет завершен, и он откроется в лучшем виде, что, несомненно, порадует наших земляков и гостей. Несмотря на то, что в 2022 году аэропорт «Элиста» не работал, туристический поток в республику вырос в шесть раз. С возобновлением полетов он увеличится еще более. Для нас это очень важно, ибо туризм является драйвером для развития других отраслей экономики республики».
Глава Калмыкии поблагодарил руководство АО «Аэропорт «Элиста» и в его лице менеджмент компании «Новапорт», взявших на себя реализацию задач по развитию воздушного сообщения в регионе. При этом он подчеркнул, что для успеха этих начинаний важно сохранить преемственность поколений и тот ценный опыт, который накоплен коллективом предприятия за предыдущие годы.
Поэтому, сказал Бату Сергеевич, низкий поклон ветеранам авиапредприятия – Борису Федоровичу Гришкину, Ивану Кирилловичу Пипенко, Михаилу Николаевичу Грекову, Николаю Георгиевичу Фоменко, Михаилу Васильевичу Аршаеву, Анатолию Пантелеевичу Доржинову, Валерию Санджиевичу Борлыкову и многим другим, внесшим вклад в развитие калмыцкой авиации. Они заложили традиции отрасли для новых поколений пилотов и работников воздушных экипажей республики.
От имени правительства Калмыкии со 100-летием гражданской авиации России всех причастных к этому большому празднику поздравила премьер-министр республики Гиляна Босхомджиева.«Именно авиация остается основным драйвером, тем локомотивом, который двигает экономику нашей республики и создает блага для комфортных перелетов жителей региона и туристов, прибывающих к нам. Аэропорт Элисты остается сегодня воздушными воротами и базовым, стратегически важным форпостом на юге России. В этом году у нас появится модернизированный, очень красивый аэропорт, современный, динамичный, он будет приветствовать всех тех, кто прибывает в Калмыкию», – подчеркнула Гиляна Герасимовна.
В своей поздравительной речи заместитель председателя правительства РК Наран Кюкеев, курирующий вопросы развития транспортного комплекса республики, отметил, что, наверное, неслучайно жители Калмыкии первыми увидели самолет, а потом им стали доступны поезда. Время показало, что воздушный транспорт имеет больше перспектив, чем железнодорожный. И власти республики вынашивают планы по повышению доступности авиасообщения между Элистой и другими регионами, серьезному расширению географии полетов. Для Калмыкии с ее внушительной территорией очень важна транспортная доступность, от этого зависит социально-экономическое развитие нашей республики.
В связи с этим большие надежды возлагаются на местных профессионалов в этой сфере. А это не только сотрудники аэропорта, но и управления организации воздушного движения, метеорологической службы, линейного отдела внутренних дел. Благодаря слаженной работе работников авиационной отрасли обеспечивается стабильность перевозок пассажиров и грузов.
Помимо действующих сотрудников авиапредприятия особенных слов благодарности заслуживают ветераны, которые своим примером безупречного отношения к делу обеспечили преемственность многих поколений в отрасли. За многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие транспортной отрасли Республики Калмыкия и в связи со 100-летием гражданской авиации многим из них вручены благодарности Главы РК, правительства РК, Председателя Народного Хурала (Парламента) РК, а также почетный нагрудный знак Росавиации, выпущенный в честь юбилея.
Как было отмечено в заключение торжественного собрания, правительство региона и руководство АО «Аэропорта «Элиста» решило посвятить празднованию 100-летия отечественной гражданской авиации весь 2023 год. Запланирован комплекс мероприятий, включающий тематическую экспозицию в Национальном музее РК им. Н. Пальмова, выставку журнальных и газетных публикаций в Национальной библиотеке им. Амур-Санана, цикл публикаций, эфиров в СМИ, выпуск видеороликов об истории гражданской авиации и ветеранов отрасли. Кроме того, будут организованы лекции и дни открытых дверей для студентов вузов и старшеклассников школ республики, конкурсы детских рисунков, флешмобы с запуском бумажных самолетиков и другие акции.
Фото: Виталий Катышкин