То, что сейчас происходит в экономике России, экономисты называют кризисом. Страна переживает очень непростой период времени, когда из-за обвальных санкций и разрыва многолетних деловых связей с западными партнерами мы столкнулись с разрушением устоявшихся технологических цепочек, опустением внутренних рыночных ниш и дефицитом технологий, которые по привычке покупали на Западе, вместо того, чтобы производить свои.
Все эти негативные процессы в полной мере затронули и кабельную промышленность, которая, как и большинство отечественных отраслей, оказалась значительно устойчивее к негативным внешним воздействиям, чем ожидалось.
«Даже по самым консервативным подсчетам ожидался спад около 10 %. Но наши опасения не оправдались, и отрасль просела всего на 2 %», – подчеркнул, выступая на общем собрании Ассоциации «Электрокабель», президент ассоциации Максим Третьяков.
Кабель – продукция первой необходимости для любой отрасли, любой сферы деятельности: без него ни лампочку не подключишь, ни связь не обеспечишь, ни самолет не запустишь. Поэтому так важно, чтобы на рынке кабелей и проводов разных видов и номенклатур было в достатке.
По последним данным, импорт КПП из ближнего зарубежья в Россию подрос, а из дальнего резко сократился, что аналитики расценивают как позитивную тенденцию: меньше импорта – больше простора для отечественных компаний. Важно отметить, что в тяжелейший санкционный 2022 год в России введено в эксплуатацию 18 кабельных заводов.
Что касается экспорта, то вопреки прогнозам он оказался намного выше, чем в успешных для отрасли 2019-2020 годах.
Учитывая, что кабельная отрасль затрагивает все сферы промышленности, в общем собрании приняли участие металлурги, ученые, правоведы, законодатели, представители ИТ-компаний, химпрома, экспертных институтов и т.д.
Все отмечали, что текущий кризис в России не похож ни на один другой, наблюдавшихся с 1998 года. Главная его особенность в том, что он имеет затяжной характер и оказывает громадное влияние на все мировые рынки, темпы роста которых снизились на 1 % – это очень много.
В стремительно меняющихся условиях на мировых рынках наметились новые тенденции, среди которых особенно выделяются замедление темпов мировой торговли и замедление роста цен на сырьевых площадках.
Кроме того, кризис показал, что базовые принципы макроэкономики, на которые опирались российские эксперты на протяжении последних тридцати лет, больше не работают, поэтому сейчас идет поиск новых реперных точек и инструментов, подходящих для оценки текущей ситуации.
Каким станет для России и мира 2023 год? По словам директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, ситуация в промышленности продолжит ухудшаться. Динамика темпов снижения производства показывает, что до полного преодоления кризиса еще очень далеко. В 2023 году ожидается ужесточение санкционного давления, негативная динамика инвестиций и бюджетный дефицит более 5 триллионов рублей. Но прогнозируются и положительные моменты, среди которых – нормализация платежного баланса, балансировка спроса и предложения и общая стабилизация цен.
Что касается разных отраслей экономики, то ситуация выглядит следующим образом: в стране повысится спрос на продукцию машиностроительной отрасли. Будут увеличиваться вложения в реальный сектор экономики,
А в цифровой, наоборот, снизятся, поскольку он создает мало рабочих мест.
В текущем году бизнес должен полностью адаптироваться к новой экономической ситуации и научиться работать в условиях санкций. На данный момент вопрос адаптации бизнеса – один из самых ключевых, тем более, если учесть, что компании, использующие высокотехнологичные продукты, не хотят иметь дело ни с распиаренным параллельным импортом, ни с «серыми» схемами поставок, поскольку поставщик не несет ответственности за качество товара и, в случае чего, предъявить претензии не к кому.
Кабельная промышленность, как и ряд других отраслей, почти приспособилась к жизни в новых условиях, благодаря в том числе мощной государственной поддержке и Фонду развития промышленности, который только в 2022 году предоставил промышленным предприятиям страны длинные дешевые деньги – для обновления мощностей и запуска серийных производств критически важной продукции.