Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Павел Свистунов внес ряд предложений по обеспечению иностранных работников, привлекаемых в российскую экономику, достаточным уровнем квалификации. Выступая на конференции «Регулирование международных миграционных процессов на территории государств-участников СНГ» в рамках VII Международного форума труда в  Санкт-Петербурге, он подчеркнул, что участие мигрантов в качестве низкоквалифицированной рабочей силы помогло бы решить многие проблемы рынка труда России. Однако существует вопрос о соответствии квалификации иностранных рабочих запросам работодателей.

«Сейчас предлагается вынести центры подготовки в страны-источники рабочей силы, – сказал П. Свистунов. – Но для этого надо решить задачи стандартизации: кто будет готовить специалистов, по каким программам, кто оценит результаты их подготовки. Кто вообще может проводить отбор на обучение из массы слабо обученных кандидатов?».

По словам эксперта, нужно взять на вооружение опыт Национальной системы квалификаций в данной области, в рамках которой  принято более полутора тысяч профессиональных стандартов, работают 43 совета по профессиональным квалификациям, организовано более 1500 мест проведения независимой оценки квалификации. Кроме того, более чем в десяти странах мира открыты экзаменационные центры российских советов по профессиональным квалификациям (СПК). «Мы считаем целесообразным открывать учебные центры на местах в комплексе с экзаменационными площадками независимой оценки квалификации. Это позволит повысить уровень приезжающих мигрантов», – заявил П. Свистунов.

Он также предложил предоставить Правительству РФ полномочия по установлению для иностранных граждан видов профессиональной деятельности и уровней квалификации, по которым специалисты-мигранты обязаны проходить независимую оценку квалификации (НОК) для приглашения на работу в Россию. Нужно использовать опыт СПК, которые создали экзаменационные центры в Индии, Турции, Узбекистане, Казахстане, Китае и других странах.

Тему оценки квалификации рабочей силы и ориентированности мигрантов на освоение языка и культуры России подняла также депутат, член комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Анастасия Удальцова. «Видится необходимым создание и развитие в государствах выезда мигрантов центров предвыездной подготовки для активного участия российских работодателей в профессиональном обучении и оценке квалификации, оснащении таких центров инструментарием для тестирования по русскому языку и на соответствие профессиональным квалификационным требованиям», – сказала она. Подобная работа уже ведется. Так, в настоящее время соглашение по созданию центров предвыездной подготовки готовится между РФ и Республикой Узбекистан.

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения Юрий Герций отметил, что центры предвыездной подготовки должны быть обеспечены профессиональными консультантами, обладающими полнотой информации о российском законодательстве в миграционной сфере и комплексе вопросов пребывания и работы в России в целом. С этой целью СПК актуализирован профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции».

Заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина акцентировала внимание на необходимости сближения содержания программ профобучения и требований профстандартов на пространстве СНГ. В начале 1990-х учебные программы подготовки специалистов в странах Содружества еще были схожими, т.к. базировались на требованиях Единого квалификационного и Единого тарифно-квалификационного справочников (ЕКС и ЕТКС). Но в настоящее время они сильно различаются, поскольку в их основе лежат национальные профстандарты. Как следствие, – затруднен вопрос взаимного признания дипломов и устройства на работу даже высококлассных специалистов. Поэтому вопрос по сближению является актуальным.

Своими мыслями и предложениями также поделились представители федеральной и региональной власти РФ, правительств и профильных структур стран СНГ, научных и образовательных организаций.