Одна из острых тем, которую подняли на прошедшем в пятницу, 24 марта, в Общественной палате Калмыкии «круглом столе», стало состояние Элистинки. Приглашенный председателем ОП РК Батыром Мучаевым министр природных ресурсов и окружающей среды РК Очир Джамбинов подробно рассказал о том, какие работы были проведены по ее расчистке и как благодаря этим работам нынешней зимой город спасли от подтопления.
А сегодня Батыр Мучаев и местный старожил, член ОП Александр Шеметов побывали на том самом «николаевском» мосту, который жители прилегающих улиц издавна считают показателем того, будет подтопление или нет.
Напомним, согласно «Руслоочистительных и дноуглубительных мероприятий на р. Элиста в границах города Элиста» (общей протяженностью 9 км), работы (за счет средств федерального бюджета) должны были завершить лишь в 2025 году, однако их фактически исполнили в 2022-м.
«Глава (Глава Калмыкии – прим. ред.) тогда поручил: не тяните с работой несколько лет, эти 9 километров сделайте до Нового года, – рассказал собравшимся О. Джамбинов. – Провели работу с подрядчиком, контроль круглосуточный вели. Сделали за полгода. Никто не верил, а мы 30 декабря закончили. Стоило серьезных трудов».
И труды эти, действительно, оказались не напрасны. Уже в феврале в калмыцкой столице выпало несколько месячных норм осадков. После резкого потепления снег стал мгновенно таять. Снежный покров сошел всего за три дня, и Элистинка вдруг из тихой неприметной городской речушки превратилась в грозного ревущего зверя с непредсказуемым характером. Эти три дня стали самыми сложными для города. МЧС тогда даже организовало круглосуточное дежурство на Элистинке, запускали дроны вдоль русла, опасались подтопления домов, как это бывало раньше.
«Я вырос здесь, вдоль Элистинки ходил в школу, тут даже дорожка была. В 70-х годах были большие паводки. Если вода пошла на мост и дорогу, значит, жди беды, – поделился со «Степными вестями» Александр Алексеевич. – Самое сильное наводнение было однажды летом. Вода даже сайгаков тогда загнала в город. Туалеты, собаки плыли по воде. Тогда сильно подтопило много домов по улицам Красная, 28-й Армии, Кирова. Около 10 домов смыло, их потом снесли, а людям дали квартиры. На моей памяти вот так масштабно, как сейчас, чистили Элистинку только один раз – в конце 80-х-начале 90-х годов. Тогда русло укрепили плитами. Потом только подчищали берега. И, как результат, все заросло камышом, и непонятно было – есть там речка вообще или нет».
Многие недооценивают значение Элистинки в жизни города, сетует наш собеседник. Если за ней не ухаживать – вода принесет ущерб, который ложится на республику. Кроме того, подтопления – большая беда для населения. Поэтому расчистка реки – большое дело.
«Бату Сергеевич принял правильное решение, – солидарен с коллегой Мучаев. – По кускам в течение длительного времени чистить реку нецелесообразно. Решение не идти по бюрократическому пути, а исходя из ситуации, закончить все одним этапом, было разумным. Потому что, если придет паводок, то вода пойдет по всей реке, а не только по той части, где почищено. И если бы эти девять километров не расчистили, то вода затопила бы близлежащие дома и хозпостройки».
По данным МЧС, в зоне подтопления могли бы оказаться 1050 домов, 72 опоры ЛЭП, три образовательных учреждения, столько же АЗС, два торговых центра, магазины, дорога.
Более того, рядом с Элистинкой проходит много коммуникаций. «Вот газовая труба – поперек реки, а вот водопроводная, – обращает внимание Б. Мучаев. – Их могло поломать и унести. Работы были проведены в большом объеме: само русло расчищено, планировке подверглись и берега, скошен камыш. А ведь это все сильно затрудняло проход паводковых и ливневых вод».
Основная работа сделана, и сделана вовремя и качественно, добавляет Батыр Иванович. В Элистинку вдохнули новую жизнь, и теперь тут каждый год будут проводить сезонную чистку и уход.
Признаться, такой Элистинку, чистой и ухоженной, я не видела много лет. Теперь она по праву может считаться достопримечательностью и предметом гордости горожан. А пока ее облюбовали пернатые соседи. Прямо на наших глазах откуда-то прилетела пара – селезень и уточка. Они тихо опустились на водную гладь и тут же стали окунаться. А это верный признак того, что Элистинка жива.