Россия уходит от либеральной экономической модели и безуспешной попытки встроиться в западную экономику на равноправной основе. Сегодня, по мнению президента Промышленного союза «Новое содружество» Константина Бабкина, нужна новая философия построения экономики. Какой она будет, – обсудили участники Московского экономического форума МЭФ-2023 «Альтернатива либеральным программам».
В рамках МЭФ прозвучало много оценок и предложений, которые в итоге вошли в рекомендации форума. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Первое: Россия стоит на пороге новой индустриализации
Возможно, началом новой индустриализации станет 2023 год. В стране есть для этого неограниченное финансирование. Однако не хватает технологий, оборудования и – главное – кадров, подчеркнула доктор экономических наук, профессор, депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. Во всех производственных областях ощущается острый дефицит инженерно-технических специалистов, грамотных рабочих. «Сегодня нет проблемы устроиться на работу, – подчеркнула О. Дмитриева, – есть проблема найти сотрудника». В связи с этим проблема обучения и образования, как и в первые две индустриализации (в 1891-1901 гг. и 1928-1940 гг.), становится ключевой. В течение пяти лет финансирование образования в РФ должно быть увеличено вдвое.
Второе: в стране отсутствует внятная система планирования
Проектный уровень есть, а планового нет. Это объясняется, прежде всего, тем, что мы до сих пор не определились, какую все-таки экономику строим, плановую или рыночную, считает директор Института энергетических исследований Российской академии наук, академик РАН Сергей Филиппов. Как в таких условиях понять, правильно развиваются наши отрасли, или нет?
Третье: тарифы на энергетику в стране должны не расти, а снижаться
Объективный анализ отечественной экономики показывает, что тарифы на энергетику в стране должны не расти год от года, а снижаться. Генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, проф. Булат Нигматулин обратил внимание на то, что во всех странах, которые экспортируют энергоресурсы, цены на электричество ниже, чем у нас. Расхожее мнение, что российская экономика – самая энергоемкая в мире (то есть самая расточительная), а потому самая дорогая, не выдерживает критики. Как минимум, 9 стран, включая Китай, превосходят нас по этому показателю. Мы лишь на 20 % превышаем по энергоемкости США, а по затратам на энергетику – в 2,2 раза. Почему? Среди основных причин профессор называет:
– слишком дорогие деньги (высокие ставки по кредитам),
– некомпетентность руководителей,
– неэффективность менеджмента
– вороватость чиновников, принимающих решения.
Четвертое: мы продолжаем жить в парадигме западной торговли
Несмотря ни на какие санкции, мы продолжаем следовать требованиям торговли с Западом. Развитие отечественной промышленности нуждается, например, в большом количестве металла. А невозможно – цена кусается. Потому что на внутреннем рынке российский металл торгуется по ценам… лондонской биржи. Отказ от привязки к внешним ценам внутри страны кардинально улучшит ситуацию в национальной экономике.
Пятое: необходимо сбалансировать развитие экономики
Экономика должна быть сбалансирована в том числе за счет снижения цен на внутреннем рынке на сырье, топливо, электроэнергию и металлы. Эти цены по паритету покупательской способности и по отношению к ценам на народные товары в 2 раза превышают цены в США. Необходимо убрать из цен необоснованные траты, вывести из внутренних цен избыточные налоги и другие госначисления, переложив их на экспортный сектор, объем которого в 2-4 раза превышает внутреннее потребление.
Шестое: отношения с зарубежными партнерами – только паритетные
Одна из приоритетных задач – вновь начать грамотно и равноправно выстраивать отношения с зарубежными партнерами. Это не просто слова. В 1990-е годы мы допустили массу ошибок, стараясь встроиться в западную экономическую систему: за копейки продавали энергоресурсы, получая взамен дорогие технологии и оборудование, выполняли кабальные условия Международного валютного фонда, требовавшего поднять цены на энергию на внутреннем рынке РФ до европейских, под присмотром западных кураторов провели раздачу государственной собственности (т.н. «приватизацию») и т.д.
«В результате страна потеряла около 100 тысяч предприятий, которые составляли конкуренцию западной промышленности, – сказал российский государственный деятель, президент Союза отечественных товаропроизводителей Олег Сосковец. – Сейчас мы делаем ставку на Китай. Это очень трудный партнер и переговорщик. И работать с ним нужно без иллюзий и лишних надежд. Надеяться можно только на себя».
Седьмое: необходимо возвращаться к отраслевому управлению
Важно, чтобы управленец знал всю технологическую цепочку, понимал, что и почему происходит в его зоне ответственности, мог собирать (или создавать) необходимые опорные проектные и научно-исследовательские отраслевые группы. Большое значение в современных реалиях приобретает персональная ответственность.
Обозначая пути выхода страны из затянувшегося кризиса, эксперты МЭФ подчеркивали, что непреодолимых или критических проблем для этого не существует. Достаточно политической воли и деятельного желания граждан изменить жизнь к лучшему.