Сегодня в малом зале заседаний правительства премьер-министр Игорь Зотов в рамках исполнения поручения Главы РК провел совещание по вопросам страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и имущества граждан. В нем приняли участие представители калмыцких филиалов страховых компаний «Росгосстрах», «Ингосстрах», Согаз, банковской сферы, руководители министерств и ведомств республики, администрации г. Элисты и других заинтересованных структур.
Глава кабмина вынес на обсуждение вопрос о ситуации на рынке автострахования в регионе. Как известно, автовладельцы в Калмыкии, как и во многих других субъектах РФ, в прошлом году столкнулись с проблемой оформления полисов автострахования, когда одновременно во всех офисах страховых компаний им отказывали в оказании данной услуги, ссылаясь на отсутствие бланков соответствующих документов. Тогда в отдельных субъектах РФ антимонопольной службой был доказан факт сговора страховых компаний, в частности, крупнейшего игрока на этом рынке, «Росгосстраха» с российским Союзом автостраховщиков, последствием которого и стал дефицит на рынке страховых услуг.
По словам Игоря Зотова, нынче это целая проблема – оформить полис без очередей и навязывание дополнительных услуг. Для того, чтобы облегчить нагрузку на автовладельцев в этом вопросе наряду с электронными полисами в республике необходимо ввести систему единого агента ОСАГО, которая должна обеспечить, с одной стороны, доступность полисов, а с другой – прозрачность страховых операций. В настоящее время единые агенты работают в 16-ти регионах. Готовы ли калмыцкие страховщики работать в этой системе и при каких условиях возможно нам подключиться к ней? – поинтересовался у них глава правительства.
По словам руководителя Калмыцкого филиала «Росгосстраха» Дениса Куканова, в настоящее время убыточность их компании по работе с полисами ОСАГО составляет чуть более 100 процентов. Это относительно неплохо. Для сравнения, в Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае и других регионах он доходит до 600-700 процентов. Что касается вопроса о введении единого отдела по продаже полисов ОСАГО на территории Калмыкии, сказал Куканов, то соответствующую инициативу перед Центробанком и Российским союзом автостраховщиков должны предложить региональные власти, но при этом на местном уровне должна быть решена ключевая проблема, связанная с борьбой с мошенничеством автоюристов.
По мнению директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Элисте Сергея Пандинова, работа единого агента оправдана и выгодна для тех компаний, доля которых в автостраховании в регионе мизерна. В частности, «Ингосстрах» с 2003 года, когда вступил в силу федеральный закон об ОСАГО, активно работает на рынке автострахования. На сегодняшний день доля компании на калмыцком рынке – порядка 30%, то есть каждая третья машина застрахована в «Ингосстрахе».
Но, как и у всех остальных компаний, у «Ингосстраха» есть проблемы с частнопрактикующими юристами по ДТП, многие из которых в погоне за прибылью применяют мошеннические схемы, ведущие к большой убыточности страховщиков. «По этой причине многие близкие нам компании уже отказались продлевать лицензии по страхованию ОСАГО, считая это для себя невыгодным. Так что надо что-то делать с данной проблемой», – высказал мнение Сергей Пандинов.
Игорь Зотов разделяет озабоченность страховщиков в данном вопросе и заверил их в том, что республиканские власти совместно с правоохранительными органами заинтересованы бороться с правонарушениями в сфере автострахования. Тем более что это является одним из главных условий включения нашего региона в систему единого агента ОСАГО. Более того, правила игры ужесточаются. Как стало известно, РСА предлагает исключать из системы единого агента ОСАГО регионы, которые не проводят борьбу с автоюристами. Соответствующее предложение направил РСА в Центробанк РФ. Проекты протоколов с мерами борьбы с мошенничеством уже прорабатываются с рядом субъектов. В таких документах содержатся рекомендации судам, МВД, УФАС, УФНС.
Кроме того, глава правительства обратился к участникам заседания с просьбой высказать свою позицию в вопросе организации кампании по страхованию имущества граждан. В особенности это касается тех домовладений, которые находятся в зоне подтопления, уже дважды за короткий срок случившегося в Элисте.
Как отметил директор республиканского филиала «Росгосстраха» Денис Куканов, в прошлом году они заключили 1 735 договоров страхования имущества физических лиц, это – без учета тех договоров, которые сопровождают сделки по ипотечным кредитам. В 2017-м их количество существенно сократилось ввиду ухудшения имущественного положения граждан.
Стоимость услуг страхования имущества зависит от многих факторов и по большей части зависит от желаний самого собственника. Кто-то готов не поскупиться, отдав на эти цели значительную сумму с тем, чтобы при наступлении страхового случая возмещение ущерба было максимальным – доходило, например, до пяти миллионов. А кому-то кажется, что минимального взноса будет достаточно – авось, пронесет.
По словам страховщиков, минимальный размер ежегодного взноса за квартиру у них начинается от 1 тыс. рублей в год, но и многого в случае пожара или затопления соседями ждать от страховки не стоит. В среднем же страховка за жилье по Элисте составляет приблизительно 2,5 тыс. рублей. Если бы дома тех же подтопленцев, пострадавших в февральском или майском наводнениях Элисты, были застрахованы на эту сумму, максимум, что им удалось получить, это не более двух десятков тысяч рублей, которых не хватит на то, чтобы поклеить новые обои, не говоря уже о большем.
В ходе дискуссии о том, как бы так сделать, чтобы наши граждане охотнее и подороже страховали жилье, имущество и таким образом сами несли ответственность за него, не надеясь, на государство, участники совещания пришли к выводу о необходимости совместными силами проводить информационно-разъяснительную работу с населением, в том числе посредством СМИ.
Фото Пресс-службы Правительства РК