С 1 июля ожидается плановое повышение тарифов на электроэнергию. Мы к этому уже привыкли, однако не дает покоя вопрос: почему цены все время растут? Развернутый ответ нашему корреспонденту дал Георгий КУТОВОЙ, научный руководитель Центра экономических методов управления в энергетике НП «КОНЦ ЕЭС» им. А.Ф. Дьякова, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

– Георгий Петрович, недавно ваш коллега, генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин сказал о том, что экономических предпосылок для роста тарифов нет, а для их снижения – есть. Почему тогда тарифы растут, а не снижаются?

– Это во многом обусловлено теми преобразованиями, которые проводились в электроэнергетике последние 30 лет. Напомню, в 1998-2008 годах была проведена реформа отрасли, в результате которой единый электроэнергетический комплекс как хозяйственная система оказался разделен на огромное множество хозяйствующих субъектов. Главным целеполаганием этих субъектов стало получение прибыли. Производственная сфера (генерация электро- и теплоэнергии) и энергосбытовая деятельность были переведены на рыночные рельсы с рыночным ценообразованием, где тарифы на энергию и мощность формируются на рынках электроэнергии.

А услуги по транспортировке электричества (т.е. по передаче и распределению электроэнергии) признали монопольным видом деятельности, стоимость которой регулируется государством на федеральном и региональном уровнях.

В результате рыночные формы хозяйствования в электроэнергетике вкупе с гипертрофированной ролью государственного ценового регулирования существенно усложнили и без того сложный процесс ценообразования в отрасли.

Кроме того, из благих побуждений в стране было внедрено перекрестное субсидирование – ограничение цен (тарифов) для населения, ценовые надбавки межрегионального характера, а также внебюджетные инвестиционные платежи по программам ДПМ (договоры поставки мощности, гарантирующие инвестору возврат средств с 14 %-ной надбавкой) и пр. – за счет увеличения цен для производственных отраслей. Величина «перекрестки», т.е. величина изъятия денежных средств из доходов предприятий реального сектора экономики к настоящему времени уже оценивается в районе одного трлн. рублей в год.

Госрегулированием также был нарушен главный принцип ценообразования в рыночной экономике, который гласит: нельзя включать в стоимость продукции и услуг уже существующего и подключенного к сети энергопотребителя ценовые надбавки, предназначенные для обеспечения энергоснабжения новых потребителей, т.к. новый частный бизнес должен за свой счет обеспечить себя энергоснабжением – от систем централизованного энергоснабжения или путем строительства собственного энергоисточника. Это задача бизнес-планирования для любого предпринимателя.

А у государства на федеральном и региональном уровнях есть средства и механизмы поддержки предпринимательства, и если государство в этом заинтересовано, оно поможет. Но ни в коем случае нельзя обременять инвестиционными псевдоналогами действующий бизнес, снижая его конкурентоспособность высокими тарифами на электроэнергию.

Важно также отметить следующее. Зарубежная практика регулирования естественных монополий обеспечивает прозрачность принимаемых ценовых решений и их сбалансированность с возможностями энергокомпаний через активное участие институтов энергопотребителей в открытых процессах принятия решений регулирующим органом. Тем самым обеспечивается принцип независимости регулирующих органов от диктата госчиновников. У нас же ограничиваются вывешиванием на 30 суток «проектов решений» на сайтах соответствующих министерств и ведомств, а от замечаний по существу отмахиваются как от назойливой мухи. Такая система превратилась в «черный ящик», из которого потребитель получает только повышение цен (тарифов), не понимая их природы.

Поэтому профессор Нигматулин прав, когда говорит, что существующий потребитель, оплатив по ДПМ 2,3 трлн. рублей за введенные в эксплуатацию новые энергомощности, рассчитывал на соответствующее снижение цен (тарифов) на электроэнергию, а получил очередное «обоснованное» чиновниками повышение цен и очередные некоммерческие ДПМ.

– Какие еще факторы способствуют удорожанию тарифов?

– Их много. Помимо перечисленных следует добавить прогрессирующую инфляцию практически на все материалы, оборудование, приборы и строительно-монтажные работы, потребителями которых является электроэнергетика. Особенно чувствителен в этом отношении рост цен на все виды топлива. Например, доля топлива в себестоимости электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС, достигает до 75 %. А цены на топливно-энергетические ресурсы, несмотря на их избыточность в нашей стране, растут каждый год.

Большую нагрузку на тариф дает нерациональная по отношению к спросу структура генерирующих мощностей, из-за чего накопился невостребованный сверхрезерв мощности – около 60 ГВт. Высока доля неиспользуемых мощностей в электросетевом комплексе, загрузка которых в среднем оценивается величиной около 30 % вместо 70 %. Все эти мощности надо содержать, обслуживать, а это расходы, которые нужно возмещать. За чей счет? За счет потребителя.

Добавим к этому новые электростанции, построенные по ДПМ. Надо понимать, что оборудование для 80 % вновь введенных на принципах ДПМ генерирующих мощностей было закуплено по импорту за деньги отечественных потребителей. Их эксплуатация в условиях санкций обойдется очень дорого. В любом случае наличие данных мощностей может служить источником роста тарифа для потребителей.

Добавим к этому снижение за последние 30 лет экспорта электроэнергии в сопредельные страны при избытке генерации – с 45млрд. кВт/ч до~ 13 млрд. кВт/ч в год; обременение уже существующих потребителей энергии инвестиционными наценками для «опережающего» развития энергетики; разделение стоимости КВт/ч на две составляющие – переменную и постоянную с применением разных механизмов ценообразования, что для потребителей делает все эти процессы нетранспарентными и т.д.

К сожалению, механизм конкуренции на оптовом рынке (как главный фактор сдерживания роста цен между поставщиками и энергосбытовыми компаниями), на розничных рынках практически заменен неэффективным госрегулированием в ущерб потребителям.

Конкуренция между генераторами на розничных рынках (городские ТЭЦ, блокстанции промышленных предприятий, распределенная генерация всех типов, включая ВИЭ) фактически отсутствует и даже не предусмотрена правилами розничного рынка.

– Ожидалось, что ситуацию с тарифами изменит автоматизация и цифровизация. Ничего не меняется. Почему?

– Цифровизация и автоматизация – это всего лишь средства ускорения обработки больших массивов информации и сами по себе не содержат прямых механизмов снижения производственных затрат, а в ряде случаев могут их  увеличить из-за большой цены оборудования и стоимости эксплуатации. Оцифровать можно любые алгоритмы, даже вредные, поэтому речь идет о том, что оцифровка поможет справиться с большой размерностью решаемых задач и скоростью принятия оптимальных решений. Этот процесс идет, и успехи его еще будут помогать нам справляться с проблемами.

– Как уже отмечалось, с 1 июля опять повысятся тарифы на электроэнергию. С какой стати? Что изменилось за последние полгода?

– В текущем состоянии электроэнергетики и цен (тарифов) на электроэнергию и тепло, когда текущие цены обременительны для потребителей реального сектора экономики более чем 30–35 %, повышать цены даже по принципу «инфляция минус» нецелесообразно, так как базовые цены нужно сначала привести в оптимальное состояние. В настоящее время уже считается общепризнанным фактом, что баланс экономических интересов между производителями, включая электросетевую компоненту, и потребителями существенно нарушен в пользу производителей. Поэтому нужно поставить жесткие условия перед всеми энергокомпаниями:

– во-первых, разработать дорожную карту консервации излишнего энергетического оборудования и демонтажа старого малоэкономичного оборудования;

– во-вторых, в электросетевом комплексе разработать дорожную карту рокировки транформаторов на подстанциях «Россетей» для уменьшения закупки новых трансформаторов.

– Что-то мы сильно упускаем из виду при выстраивании современной тарифной модели. Но что?

– Это очень правильный вопрос. Именно в построении иерархической модели конкурентных торговых отношений с открытыми конкурентными торговыми платформами на федеральном и, что определяюще важно, – на конкурентных торговых площадках в рамках каждого субъекта РФ видится реальная возможность обеспечения динамического равновесия экономических интересов производителей и потребителей, благодаря активному участию в процессах тарифного регулирования самих потребителей.

Унифицированная модель конкурентного регионального рынка электроэнергии пока не нашла своего понимания в наших регулирующих организациях, т.к. все они пока заняты реализацией новой концепции создания стратегического планирования и перспективного проектирования (СиПР) на базе «Системного оператора Единой энергетической системы».

Но этот процесс должен быть продолжен преобразованием «тарифной модели» розничного конкурентного рынка на принципах электронной торговой платформы с участием всех видов электрогенерации: городских ТЭЦ, распределенной генерации различного типа и ВИЭ.

Мне представляется, что необходимо особо подчеркнуть несколько важнейших, с точки зрения эффективности конкуренции особенностей, начиная с:

 а) преобразования ныне аморфных розничных рынков электроэнергии в действительно конкурентные цифровые торговые платформы. ОРЭМ (оптовый рынок энергии и мощности) должен играть функцию балансирующего рынка по отношению ко всем розничным рынкам, выравнивая цены на них за счет вытеснения с региональных рынков неконкурентных местные генераторов;

б) необходимую валовую выручку для электросетевых  региональных торговых площадок должны оплачивать все участники региональных рынков в виде абонентной платы, величина которой должна быть пропорциональна ранее заявленной при технологическом присоединении максимальной электрической мощности. Этот механизм полностью решает вопросы оплаты неиспользуемых резервов электросетевых комплексов, над чем сегодня ломают голову министерские чиновники;

в) для вновь появляющихся потребителей в качестве вступительного взноса  в торговую платформу должна быть названа стоимость их технологического присоединения после его реализации;

г) непосредственно потребленную электроэнергию все субъекты конкурентного розничного рынка оплачивают соответствующим поставщикам или генерации по показаниям счетчиков в коммерческих сечениях каждого абонента;

д) действенным механизмом контроля за деятельностью торговой платформы, обеспечением прозрачности торговой системы и  ценообразования должны стать разные институты организованных потребителей. Это очень важная сфера государственно-частного партнерства по обеспечению баланса экономических интересов производителей (поставщиков услуг) и энергопотребителей.

Интервью провела Людмила ЮДИНА