“Незабываемым моментом было поклонение образу Чингисхана. Я плакала во время поклонения.” Нина Санджариковна Уланова.

Няме, которая прибыла в Монголию по приглашению президента Ц.Элбэгдоржа, 86 лет. Она является племянницей известного калмыцкого учёного и монголоведа Номт Очирова. Мы провели беседу с главой благотворительного фонда имени Номт Очирова “Наследие”  Улановой Ниной Санджариковной.

-Поздравляю Вас  с прибытием на монгольскую землю. Ваши первые впечатления о Монголии?

-Я очень довольна, что приехала по приглашению президента Монголии. Даже не думала, что в свои 86 лет увижу свою монгольскую Родину. В душе и в сердце всегда думала, что когда-нибудь приеду, но не думала, что мечты сбудутся. Я не представляла землю Монголи такой прекрасной и просторной. Как красиво. Высокие горы, просторные степи… Возникают прекрасные ощущения, которые невозможно передать словами. В Улан-Баторе много больших домов. Сильная и богатая страна. Пока не увидела, не представляла до конца. Воздвигли памятник Великому хану. Наши монголы почитают буддийскую религию. Я была у хамба ламы /вероятно говорит про монастырь Гандантэгчинлэн/. Я очень довольна, что смогла увидеть образ калмыцкого богдо Зонхов гэгээна. Посетила монастырь Сайн Номун хан в местности Налайх. Монголы с великим почтением относятся к своей религии и культуре. Что касается калмыков, то они пришли на землю русских, приняли их религию и некоторые забыли свой язык и культуру. Но я очень рада, что в период, когда мы пытаемся возродить всё потерянное, я смогла приехать в Монголию.

-Мы слышали, что Вы являетесь племянницей известного калмыцкого учёного Номт Очира. Каким человеком был Номт?

-Я на протяжении 25 лет стараюсь возродить историю своих предков. Братом моей мамы был известный в Калмыкии и России учёный Номт Очиров. С высшим юридическим образованием. Его уважали калмыцкая знать и российские учёные.В молодости он получил образование в Москве и Санкт-Петербурге. Человек, который сохранил все десять частей эпоса “Джангар”. В детстве я много раз спрашивала у матери “Почему такой человек, который сделал так много хорошего и такой образованный, был репрессирован?”. В ответ я сышала только, что “Нельзя говорить лишнего”. В 1989 году началась перестройка, а в 1992 году я создала фонд имени моего дяди “Наследие”.

-За что Ваш дядя был репрессирован?

-Люди, которые служили Царской России, после Октябрьской революции были репрессированы, некоторые расстреляны, а остальная часть отправлены в тюрьмы. Это было время, когда всячески преследовали и дискриминировали людей, почитающих национальную культуру, историю и устную народную поэзию. На протяжении последних 25 лет я работаю над тем, чтобы возродить честное имя этих людей и то, что они почитали. Я очень рада, что смогла оправдать своего дядю. Мой дядя с 1926 по 1956 год сидел в тюрьме. Кроме этого, я работаю над возрождением истории калмыцкой знати. Одна из главных задач нашего фонда – это возродить имя родных и близких людей из знати, которые были расстреляны по обвинению в контрреволюции и за своё феодальное происхождение. Я желаю, чтобы монгольская образованная интеллигенция знала и поняла, через что прошёл народ Калмыкии. Нам неплохо жилось на новых местах. Войдя в состав России и пройдя через все радости и невзгоды, мы смогли дожить до сегодняшних дней. Мы одной крови с времён Чингисхана. У нас общее просихождение. Поэтому, нам надо знать историю друг друга и учиться обычаям, языку и культуре. Я не думала, что приеду в Монголию. Хочу ещё и ещё раз повторять, как я рада, что приехала на свою монгольскую землю. Мои предки оставили свой след во времена Царской России и наша задача – увековечить их имена в истории. Я хочу поделиться этим с юными калмыками и монголами.

Основанный Вами фонд “Наследие” за прошедшие 25 лет успел сделать многое. Вы сказали, что возродили имя вашего дяди и других представителей калмыцкой знати. Значит ли это, что они были официально реабилитированы со стороны российских властей?

-Мой дядя официально реабилитирован. Он был реабилитирован на уровне Верховного Совета /суда?/ РФ. В творческом отношении, конечно, трудно. Так как он сидел в тюрьме, его не оценили. Его работы выпускали под именами других людей. Что сказать. Но есть школа имени моего дяди. Есть также улица. Я рада, что следующие поколения будут знать, что был такой человек.Также возродили имя последнего князя Калмыкии Данзана, которому служил мой отец. Власти России признали, что эти люди честно служили России, трудились, платили налоги , выполняли свой гражданский долг.

Говорят, что Ваш отец был правой рукой последнего калмыцкого князя?

-Да, верно.Поэтому, оставшийся от князя наконечник знамени я привезла с собой на монгольскую землю.

Расскажите историю этого наконечника?

-Я привезла наконечник почитаемого моими предками знамени в Монголию, чтобы удовлетворить их душу. Был человек по имени Тундутов, который служил русскому царю. Его расстреляли вместе с тысячами людей. При жизни он воздвиг ступу, которая была разрушена во время СССР. Собирал средства, чтобы возродить старые ступы. Земли, которые принадлежали Тундутову, сегодня находятся на  территории Волгоградской области. Обратившись к администрации области, мы смогли получить 400 гектаров земли. Решили построить монастырь. Потомки монголов, которые когда-то завоёвывали полмира, сегодня разбросаны по всей планете. Мы, живущие на русской земле, всегда думаем о нашей культуре  и религии. Есть монголы, которые живут на китайской земле. Вообще-то мы имеем общую религию, Великого хана и Бога. На землях, принадлежавших нашим князьям, русские не построили ничего. Было только вроде парка. Хочу показать всему миру, какими были потомки монголов, давшие знать о себе всему миру. Их культуру и созданные ими исторические ценности. Тундутов был героем русско-французкой войны. В победе этой войны большую роль сыграли три кавалерийских полка из Калмыкии. А также торгудские, хошудские и дербетские кавалерийские полки. Также они сыграли важную роль при взятии Парижа. Со времён Петра I в Россию стали проникать французская и немецкая культуры. Так как они воевали по их тактике, они смогли очень легко отдать Москву. Своевременная помощь калмыков сыграла очень большую роль. Даже говорят, что есть письмо, написанное Наполеоном Бонапартом, в котором говорится об атаках дикарей каннибалов, что в военной этике не должно быть такого. Хотя это не доказано историческими источниками, но такое передавалось из уст в уста  и стало почти легендой. Я привезла в Монголию наконечник знамени, которое нёс Тундутов. Когда ехала в Европу и Америку, то оставляла этот наконечник. Это наконечник знамени, которое берут с собой в военный поход.

-Говорят, что к Вам приезжают монголы со всего света. С какой целью они приезжают?

-Монголы, рассеянные по всему миру, приезжают ко мне. Но не как туристы. Они приезжают, чтобы узнать и понять историю своих предков. Приехав сюда по приглашению президента, я встретилась со многими людьми. Я очень рада, что многие выражают своё желание помочь и поддержать.

-Приехав в Монголию, Вы встретилиь с главой Адиминистрации президента. Что особенно Вам запомнилось из этой встречи?

-Глава администрации президента Ц.Баярсайхан очень хорошо принял меня и услышал причину моего приезда. Незабываемым моментом было поклонение образу Чингисхана. Я плакала во время поклонения. Прикоснулась образу Великого хана наконечником знамени моих предков, преподнося его на белом хадаке со словами: “Приехала встретиться с Вами. Хочу Вас известить, что калмыки живут хорошо. Мы благодарны Вам за наше спасение”. Я от души благодарна главе администрации президента Ц.Баярсайхану и советнику Болду за их понимание и за  желание поддержать меня. В день приезда меня приняла монголо-калмыкская парламентсккая группа. Потом администрация президента. Я очень довольна. Я благодарна, что меня пригласил человек, унаследовавший место Чингисхана. Многие в Калмыкии мечтают когда-нибудь приехать Монголию.И для меня честь, что я приехала, представляя этих людей. Многие из тех, кто мечтал приехать когда-то в Монголию, ушли в иной мир. Часть людей не имеют возможности приехать. А молодёжь ничего не знает. И я приехала на землю Монголии, представляя души всех тех людей. И не только калмыков, но и всех монголов, рассеянных по миру. Я думаю, что эта поездка показала, что суверенная Монголия признаёт и уважает нас.

Н.Сүхбаатар: Номт Очиров провёл за решёткой 30 лет своей жизни за то, что любил своё культурное наследие

После беседы с главой калмыцкого фонда “Наследие” Нямой мы задали несколько вопросов историку На.Сүхбаатару.

Интерес вызвало то, что Нямаа гуай работает над созданием буддийского культурного центра международного уровня. Расскажите что-нибудь о её предках?

-Родным дядей Нямаа гуай является известный калмыцкий учёный Номт Очиров, который записал из уст человека по имени Ээлэн Овлаа знаменитый эпос “Джангар”. Ээлэн Овлаа умер во время голода в 1920-х годах в Калмыкии. Вслед за красными, которые отобрали почти всё, пришли белые и ничего не оставили. Люди, которые остались без скота, подверглись голоду. Номт Очиров является видным калмыцким учёным. В начале 20-го столетия учился в университете в Санкт-Петербурге. Ученик известного учёного-монголоведа В.Л.Котвича.На каникулы он отправил своего ученика со словами: “Есть ли в Ваших краях “Джангар”? Наверное в Калмыкии уже исчез”. Номт Очиров, приехав в местность Бухас калмыцкого аймака Бага дербет и встретив там человека по имени Ээлэн Овлаа, за всё лето записал из его уст десять глав “Джангара”. Эти десять глав “Джангара”, записанные Номт Очировым, являются бесценным наследием мирового джангароведния. Когда он принёс их своему учителю, тот даже не поверил своим глазам. В 1911 году Котвич приехал в Калмыкию и встретился с Эээлнэ Овлаа и год спустя тот ещё раз рассказал четыре главы из “Джанагара”. Не было никаких особых изменений. В то время Номт Очирова звали Нохой /собака/ Очиров. Но Котвич сказал, что такой учёный человек не может носить такое имя и он стал называться Номт. Сегодня численнность калмыков не достигла численности 1917 года. Почти весь 20-й век стал для них очень горькими годами. Это можно видеть из жизни Номт Очирова. Он пять раз попадал в тюрьму и провёл там 30 лет своей жизни. За то, что любил свою культурное наследие.

-За последние годы Нямаа гуай сделала многое, чтобы реабилитировать своих предков и возродить культуру и традиции калмыков…?

-Эту женщину, зовущуюся Нямаа ээж /мать/, очень уважают в Калмыкии. Её русское имя – Нина. Так прозвали из-за сходства двух слов. Её отец был ближайшим соратником последнего калмыцкого князя и поэтому смог сохранить много исторических культурных ценностей. Но из них остался лишь наконечник знамени. Во время депортации калмыков в Сибирь в 1943 году, всё было утеряно. В то время одному человеку разрешалось брать с собой не более 3 кг багажа. Конвоиры забирали у них всё, распиливали вещи и предметы, думая, что в них может быть спрятано золото. Если внимательно исследовать этот наконечник, то можно заметить следы от пилы. Но кое-как удалось сохранить его.Это наконечник знамени дербетского князя, участвовавшего в войне 1812 года. Калмыки героически участвовали в той войне. Их заслуга была высоко оценена русским царём и все они были награждены. В знак благодарности калмыцким князьям были даже построены монастыри. Это были своеобразные штрафные батальоны по следам гнавших врага из России до Франции. Вот такая у них судьба. Нямаа ээж на протяжении 70 лет мечтала побывать в Монголии. Также хочу здесь отметить, что необходимые финансы для приезда Нямаа ээж в Монголию выделил глава центра “Тод номын гэрэл” Б.Бат-Амгалан.

Ежедневная газета “Өдрийн сонин”. 13 июня 2017года. №132(5699)