Солнечная черепица и автономные ветроустановки для удаленных чабанских стоянок должны быть дешевыми! А не вот это вот все…

Выступление главного исполнительного директора ПАО «НК Роснефть» Игоря Сечина на Петербургском международном форуме произвело такое впечатление на участников ПМЭФ-2023, что его до сих пор горячо обсуждают в России и за рубежом. Что же так задело аудиторию? Вот некоторые положения из его доклада.

О западной цивилизации и катастрофах

• Западная цивилизация, процветание которой было обеспечено за счет таких инструментов, как колонизация, рабовладение, инквизиция, вплоть до применения ядерного оружия против мирных жителей японских городов, показала, что основной метод ее взаимодействия с партнерами – принуждение.

• Те преимущества, которые раньше имела Европа и которые были основой конкурентоспособности европейской промышленности, начали получать страны АТР.

• Все то, что мы считали демократией свободного рынка, перестает существовать.

Кому нужна Утопия?

• Попытка реализации утопии о «зеленом» переходе уже принесла катастрофические последствия: по сути, введен запрет на инвестиции в традиционную энергию.

• Не имея ясно очерченных целей, состоятельных технологий, понимания долгосрочных последствий своих действий, авторы «зеленого» перехода запустили процесс, породивший кризисные явления в мировой энергетике, раскрутившей инфляцию на мировых рынках. 

О рисках и катастрофах

• К катастрофам приводит сочетание факторов, которые не были учтены, а некоторые из них и невозможно учесть. Таким же неучтенным фактором при запущенном уже падении глобальных рынков может стать дефолт США.

• Для США есть три пути выхода из долга: инфляция, дефолт или война.

• Новые риски требуют решений по их минимизации. Таковыми являются формирование новых платежных механизмов, уход от доллара, создание новых безопасных логистических цепочек, обеспечивающих выход на новые рынки.

• Что придет на смену доллару? Самые перспективные валюты – юань и рубль.

• Инвестиционные циклы, которые в энергетических отраслях имеют продолжительность 30–50 лет, оказались подчинены краткосрочным избирательным циклам. Это раскручивает маховик приближающегося коллапса.

• Необходимо учитывать, что все намерения, амбиции и планы радикальных перемен упираются в колоссальную инерцию экономики, преодоление которой требует больших затрат и не гарантирует желаемого результата.
 

Глобальное потепление есть, антропогенный фактор не подтвержден

• Похолодание и потепление на Земле, в том числе глобальное, – это объективный циклический процесс. По поводу характера, причин, скорости, долгосрочности этого процесса научного консенсуса не существует.

• Абсолютизация антропогенного фактора не подтверждена объективными научными исследованиями.

• Неоспоримым фактором является и существенное повышение средних температур. При этом на побережье Арктики потепление идет в 4 раза быстрее, чем в других частях планеты, что создает дополнительные риски (затопление побережья морей Северного Ледовитого океана) и возможности (продление навигации Севморпути, доступ к новым арктическим ресурсам).
• Глобальное потепление – это существенный фактор роста энергопотребления. 

О нефти и газе

• Спрос на нефть и газ будет расти. По актуальным прогнозам МЭА и ОПЕК, мировой спрос на нефть в 2023 году вырастет на 2,4 млн барр./сут, установив новый рекорд в 102 млн барр./сут.

• Недоинвестирование нефтяной отрасли создаст дефицит на рынке, что приведет к росту цен на нефть.
 

Об электроэнергетике

• За последние 10 лет накоплен ряд системных проблем в электроэнергетике, следствием которых является увеличение цены на электроэнергию за последние 10 лет на 200 %.

• Крайне важно исключить договоры на поставку мощности для проектов, осуществляемых с привлечением бюджетных средств.

О ВИЭ и углеродной нейтральности

• Мы сталкиваемся с тем, что «возобновляемая энергетика», по сути, не является возобновляемой.

• Имеющиеся технологии не обеспечат углеродной нейтральности к 2050 году. У мировой экономики нет металлов, редкоземельных минералов, энергии, времени и денег, чтобы осуществить энергопереход.

• Углеродная нейтральность недостижима в мировом масштабе с учетом текущего пула «зеленых» технологий.

Возвращаемся к традиционной энергии

• Немаловажное значение имеет вопрос цены энергоперехода. По оценкам МЭА, объемы инвестиций в возобновляемую энергетику должны вырасти почти в 3 раза и будут равняться 3–5 % мирового ВВП.

• На сегодняшний день совершенствование технологий в традиционной добыче дает больший эффект с точки зрения реального снижения выбросов, чем вложения в недозрелые альтернативные технологии. Таким образом, на нынешнем этапе «зеленого» энергоперехода приоритетным направлением развития должен стать сам нефтегазовый сектор.

Наш комментарий

А кто сказал, что будет легко?

Кстати, доклад И. Сечина называется «Содом и Гоморра на энергорынке: Божья кара или организованный хаос? Спасайся, кто может». Эксперты активно обсуждают, как лучше спасаться – всем вместе или по отдельности? В каких случаях следует кооперироваться, а когда «табачок врозь»?

Эти вопросы поднимались и раньше, но теперь они в сублимированном виде представлены не только профессиональной, но и широкой публике.

Так как в современном мире все зависит от энергетики, ключевое значение приобретает битва за энергию, природные ресурсы и технологии. Россия оказывается в центре этой борьбы, которая неизбежно ведет к новому противостоянию и новым войнам. Так что спокойной жизни, к сожалению, не следует ожидать ни нам, ни нашим детям и внукам.

Очень болезненно выступление И. Сечина восприняли сторонники «зеленой» повестки. Они и так обижаются, что Минэнерго РФ их недолюбливает, отводя возобновляемой энергетике гораздо менее скромное место в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) страны, чем прогнозировалось в начале «зеленого бума».

На ПМЭФ министр энергетики России Николай Шульгинов заявил, что в ТЭБ РФ доля ВИЭ к 2035 году составит не 6 %, как заявлялось раньше, а 3 %, а к 2050-му – не 12 %, а 9 %. Кроме того, после 2035 года государство не будет обеспечивать поддержку ВИЭ-отрасли, как это происходит до сих пор. Лично я считаю, что при тех технологиях, которые сегодня применяются в сфере ВИЭ, поддержку следовало бы прекратить уже сейчас. И, скорее всего, так и случится, если наши компании не начнут производить по-настоящему хорошее оборудование для ВИЭ, востребованное на зарубежных рынках (на внутреннем рынке большого спроса ожидать бессмысленно в силу особенностей нашей страны).

Тем не менее, побывав на выставке-форуме RENWEX по возобновляемой энергетике, которая состоялась на этой неделе в Москве, убедилась: творческая мысль у нас работает и, безусловно, со временем мы и в ВИЭ-технологиях добьемся успеха. Никто не отрицает: ниша ВИЭ должна существовать. Возобновляемая энергетика нужна для труднодоступных и удаленных территорий. Ничего нет плохого в том, если крыши удаленных чабанских стоянок будут покрыты солнечной черепицей и автономными ветроустановками (такие вещи у нас уже делают). Это позволит потребителю обеспечить себе бесперебойное энергоснабжение и существенно сократить расходы на электричество. Только технологии, создаваемые нашими разработчиками и исследователями, должны быть дешевыми и эффективными. Да и платить за ВИЭ-генерацию должны только те, кому она действительно нужна, а не все подряд, как это принято сегодня. Это – к вопросу о цене энергоперехода.

Еще один аспект, который хотелось бы затронуть, касается государственного планирования. Оно имеет огромное значение для развития страны. В РФ сегодня делается крен в сторону формирования Госплана (не важно, под каким именем он будет создан), прежде всего в базовых отраслях экономики. Но мы пока – в самом начале пути. Государственное планирование успешно применяется в США, многих других странах, а если рынок в него не вписывается, то рынку приходится меняться. Например, в США в ряде отраслей запрещают использовать импортное оборудование – только американское. И этот запрет неукоснительно выполняется. В рамках объявленного импортозамещения в нашей стране неплохо бы этот принцип взять на вооружение. Это не мое мнение, хотя я с ним согласна. Это мнение академиков РАН, с которыми довелось обсуждать данный вопрос.
В целом доклад И. Сечина заставил многое вспомнить, о многом задуматься, пересмотреть взвешенность и системность принимаемых решений, определяющих будущее страны.