Государственная Дума намерена ужесточить требования к опеке и усыновлению детей. В частности, усыновители будут подвергаться проверке на психологическую и финансовую готовность к принятию ребенка в семью. Причем психологическое обследование предусмотрено не только для родителей, но и ближайших родственников. Ребенок будет отдаваться только тем родителям, чей брак официально зарегистрирован. Кроме того, в семье, где будет проживать ребенок, не должно быть людей с судимостью.
Соответствующий законопроект, подготовленный правительством России, был принят в первом чтении 29 июня 2023 года. Если документ получит одобрение в последующих чтениях (главное из них – второе), механизм начнет действовать с 1 сентября 2023 года.
На днях на мультимедийной площадке МИА «Россия сегодня» состоялось обсуждение законопроекта, в рамках которого участники выяснили ряд вопросов: как россияне относятся к приемным семьям? Осознают ли, какой большой труд стоит за этим статусом? Насколько крепки распространенные мнения о воспитании приемных детей в семьях? Как быстро меняется общественное мнение по стереотипам, связанным с приемным родительством, и какие усилия необходимо прилагать, чтобы их изменить?
В ходе мероприятия были представлены результаты исследования ВЦИОМ об отношении россиян к приемному родительству.
Директор по стратегическому развитию, заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Степан Львов поделился результатами опросов за 2022 и 2023 годы. Они оказались довольно интересными и зачастую противоречивыми.
Итак, по данным ВЦИОМ, 75 % россиян считают, что дети благодарны приемным родителям за усыновление. Больше половины опрошенных убеждены, что людям, желающим взять сироту, никакая специальная подготовка не нужна – достаточно желания и любви. О том, что к приемному родительству надо серьезно готовиться, заявили в основном молодые люди от 18 до 25 лет. Это говорит о повышенной эмпатии подрастающего поколения к детям и родителям.
С. Львов обратил внимание на ряд сложившихся в обществе стереотипов, которые необходимо преодолевать. Например, 63 % респондентов думают, что воспитывать приемного ребенка тяжелее, чем кровного. А 38 % придерживаются мнения «о плохой наследственности воспитанников детских домов».
Около 70 % респондентов считают, что дети из детских домов хуже адаптируются к социуму, чем «домашние». Хотя это не всегда так.
Анализ опросов показал, что российское общество нуждается в грамотной информационной политике по данной тематике.
Хотя даже при ее дефиците 90 % граждан России испытывают самые положительные эмоции в отношении приемных семей – уважение, гордость, восторг, благодарность, радость за детей и т.д. Лишь 4,2 % выразили недоверие к приемным семьям.
По данным опроса, более половины россиян имеют контакты с семьями, имеющими приемных детей, либо с людьми, выросшими в детских домах. При этом, как ни странно, не имеют такого опыта общения (а это 47 %) в основном люди старшего поколения.
Главный вывод, который был сделан по итогам исследования ВЦИОМ, С. Львов определил так: «Позитивный настрой в отношении приемных семей в российском обществе растет. Существуют, конечно, проблемы и барьеры, на которые указали респонденты, и их надо решать».
В целом ситуация в области усыновления меняется к лучшему.
Ежегодно собираются сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. Общая численность таких детей снижается, сказала заместитель руководителя ФГБУ “Центр защиты прав и интересов детей” Марина Лашкул. На сегодняшний день их порядка 375 тыс. человек. Для 146-миллионной страны – не так много.
Это очень важный показатель состояния общества!
Соотношение детей, которые воспитываются в семьях, и детей-сирот в детских домах в последние несколько лет остается стабильным: каждый год 90 % детдомовцев разбираются по семьям, 9 % воспитываются в организациях для детей-сирот.
По данным Министерства просвещения РФ, из тех, кто остался в детском доме, 64 % составляют подростки от 10 до 18 лет; 45 % – дети с инвалидностью и ограничениями по здоровью; 35 % – братья и сестры.
Комментируя данные опроса ВЦИОМ, М. Лашкул подчеркнула, что тема специализированной подготовки опекунов и приемных родителей крайне важна. Они сами выступают за обучение. Дискуссия в сообществе замещающих семей идет по поводу актуализации обучающих программ.
Руководителя фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елену Альшанскую порадовали результаты исследований ВЦИОМ. Она подчеркнула, что ужасные телевизионные ток-шоу и едкие «вбросы» активного меньшинства по поводу приемных семей (корыстные интересы, плохое отношение к приемным детям и т.д.) имеют мало общего с реальной оценкой института приемного родительства российскими гражданами.
Почти за 20 лет работы волонтерского фонда его участники не только видели, но и ощущали на себе (а здесь практически все имеют приемных детей), как меняется отношение государства и общества к приемным семьям: от осуждения родителя – до нормально-позитивного.
При этом есть проблемы, о которых необходимо говорить. Есть чудовищные примеры травматичного обращения с приемными детьми. Не единичны случаи, когда родители возвращают приемных детей в детские дома. Главная причина всего этого – неготовность стать приемным родителем, неумение коммуницировать с ребенком, непонимание своей и его роли в строительстве семейных отношений. Поэтому сейчас должна речь идти не о количестве взятых в семьи детей, а о качестве их жизни и формировании как личности. Надо также понимать, что чаще дети нуждаются не в устройстве в новую семью, а в возвращении в «старую», родную.
«При подготовке законопроекта ко второму чтению просим обратить внимание на опасения и предложения приемного родительского сообщества и неправительственных организаций, работающих в данной сфере, – подчеркнула Е. Альшанская. – Нам важно сохранить как количество семейного устройства, так и кровную опеку». Для этого необходимо оказывать адресную всестороннюю поддержку семьям, чьи дети оказались в детдоме из-за отсутствия у родителей собственного жилья, необходимости проживать кучно с неадекватными родственниками, тяжелой материальной ситуации, наличия судимости, которая зачастую не связана с социальной опасностью, и пр.
Отдельной коррекции требует система поддержки семей, где есть дети с инвалидностью. Это неправильно, когда родная мать получает на ребенка-инвалида копейки и из-за невозможности содержать вынуждена отдать его в детский дом, а приемная семья, взявшая этого ребенка, получает кратно больше. Речь не о том, чтобы отказывать всем приемным семьям в пользу кровных, а о том, чтобы создать конкурентную систему, при которой прямые родственники не окажутся в заведомо невыгодных условиях.
Психолог Юлия Курчанова, которая на протяжении многих лет занимается подготовкой родителей к приемному ребенку, курирует приемные семьи, обратила внимание на ряд устоявшихся общественных догм. Многие считают, если замещающая семья взяла ребенка – это ее, семьи, личное дело. Но это не так. Ребенок живет не только в семье, но и в социуме. До поступления в детский дом и, тем более, в новую семью, приемный ребенок зачастую имеет негативный жизненный опыт. Ему трудно, страшно, он старается защититься от внешних влияний, что вызывает непонимание в социуме (в школе, на улице и пр.) и претензии к самому ребенку и приемным родителям. Такое отношение приводит ребенка к еще большей агрессии и страданиям. Поэтому задача адаптации, социализации стоит очень остро. Здесь одной профессиональной помощью не обойдешься. Общество в целом должно понимать, что помочь ребенку – задача не только семьи, но и социума.
Позитивные подвижки к этому уже есть.