О тенденциях экономического развития России в условиях турбулентного мира и актуальной ситуации на российском рынке труда рассказал сегодня в МИА «Россия сегодня» директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук (РАН), член-корреспондент РАН Александр Широв.
Прогнозы не оправдались
Он отметил, что никакие экспертные прогнозы по поводу обрушения российской экономики в связи с санкциями не оправдались. Несмотря на начало СВО, 2022 год в экономическом плане для России оказался намного лучше, чем прогнозировалось. А 2023-й – лучше, чем 2022-й (хотя ожидалось наоборот).
В первом полугодии с.г., например, темпы роста экономики РФ составили 2,3 %. Второе полугодие по ряду причин будет более напряженным, но уровень роста останется в районе 2 %.
Как будет развиваться ситуация дальше, зависит от того, какие факторы перевесят – негативные или позитивные. К июлю 2023 года они уравновесились.
Основная проблема – неопределенность
Основными проблемами сегодняшнего дня являются неопределенность динамики экспорта и курса рубля, а также попытки Запада заставить дружественные и нейтральные страны соблюдать санкционные требования в отношении России. В позитивную копилку можно отнести отложенный из-за начала спецоперации спрос, который тем не менее будет реализован, что очень важно для бизнеса, а также ряд других немаловажных факторов.
Компании ушли – предприятия остались
Под влиянием санкций мы получили серьезный передел внутреннего рынка. В данном случае этот фактор имеет позитивную коннотацию. Как известно, на российском рынке работало множество предприятий, собственниками которых были крупные иностранные, в том числе транснациональные компании. После введения санкций зарубежные игроки ушли с российского рынка. А мощности, которые были ими созданы за последние 20-30 лет, и профессиональные коллективы остались. Теперь налоги и часть доходов от работы предприятий идут не в бюджеты других государств, а в российский. Этот фактор играет существенную роль в развитии отечественной экономики.
Такое разное импортозамещение
Что касается импортозамещения, то возможность производить простую продукцию у себя дома (например, мебель, упаковку, напитки и пр.) и умение самостоятельно предоставлять массу потребительских и бизнес-услуг позволил нам избежать падения экономики на 2 процентных пункта!
Именно изменение конфигурации российского рынка, реальное импортозамещение и грамотная политика правительства РФ сыграли свою роль в достижении таких результатов, о которых многие эксперты даже не мечтали.
При этом в области производства высокотехнологичной продукции мы по-прежнему отстаем от зарубежных стран. Технологическое отставание остается главной нашей проблемой. Наша технологическая зависимость от импорта крайне высока, покрыть дефицит материалов и комплектующих закупками из дружественных стран не удается. И от того, как мы сможем реализовывать «экономику предложений», о которой на Петербургском экономическом форуме говорил президент России, будет зависеть развитие экономики страны на среднесрочную перспективу.
«По нашим оценкам, мы смогли компенсировать часть дефицита, которая присутствует на рынке. Но дыра величиной в 1 трлн. руб. сохраняется, – сказал А. Широв. – Это не так много, однако когда дело касается машинного оборудования, микроэлектроники и пр., то ситуация становится крайне опасной».
Лидеры и аутсайдеры отечественной экономики
Среди отраслей экономики главным аутсайдером с прошлого года остается производство автотранспортной техники и оборудования. Особенно пострадала сфера легкового транспорта. Сейчас ситуация здесь начинает меняться.
Тяжелая ситуация наблюдается в сырьевом секторе. В этом году экспортные поступления в бюджет от сырьевых отраслей будут меньше. С учетом ограничений по экспорту добывающие сектора на данное время не являются драйвером экономики, хотя обеспечивают ее основу. Объемы добычи и экспорта природного газа в последние полтора года оказались заметно ниже докризисного уровня.
Среди лидеров экономики – сектора, связанные с обеспечением обороноспособности страны. Также неплохо себя чувствуют пищевое производство, сельское хозяйство и некоторые другие отрасли.
Инвестиционная активность в фокусе
Важнейшим условием и показателем развития экономики является инвестиционная активность. С начала санкций и до сих пор инвестиционный спрос поддерживался за счет государственного бюджета. Но этот период заканчивается.
Мы достигаем дефицита госбюджета порядка 3 %, ниже которого опускаться нельзя, так как это может привести к негативным последствиям. Фокус поддержки инвестиционного спроса должен сместиться на другие инструменты.
На что мы можем рассчитывать?
На иностранные инвестиции, даже из дружественных стран, пока рассчитывать не стоит. Заемное кредитование при существующих процентных ставках в банках не позволяет большинству предприятий брать кредиты. В этой ситуации возрастает роль тех институтов развития, где процентная ставка существенно ниже рыночной, – ВЭБ РФ, Фонд развития промышленности, Россельхозбанк, Промстройбанк и т.д.
Так или иначе, инвестиции будут определять характер экономического развития в стране (за счет потребительского спроса поднять экономику уже невозможно). К счастью, большинство важных финансовых механизмов уже создано. Их только надо насыщать ликвидностью.
Дефицитный бюджет – это бюджет развития
В этом году российскую экономику ждут как минимум три негативных перемены: повышение ключевой ставки ЦБ, спад бюджетных расходов и снижение потребления и рост инфляции из-за девальвации рубля.
Государство это учитывает и ищет пути решения задач.
Так, будет продолжаться участие государства в инвестиционной деятельности. «До 2025-2030 года вопрос о бездефицитном бюджете я бы не ставил, – сказал А. Широв. – В нашем случае дефицитный бюджет – это бюджет развития. Именно в дефиците находятся все инвестиционные расходы, вопрос лишь в том, куда вкладывать инвестиции и на каких условиях».
Почему опустел рынок труда
Что касается рынка труда, то здесь наблюдается острый дефицит рабочей силы при том, что экономика сильно не растет. Причина в том, что в стране сохраняется крайне низкая оплата труда. Предприниматели предлагают соискателям в основном низкокачественные рабочие места, что не устраивает специалистов. Кроме того, в связи с СВО существует отток части населения в зону спецоперации, а части – за пределы страны. Все это требует радикально поменять подходы к рынку труда: необходимо повышать качество рабочих мест, уровень зарплат, использовать менее трудозатратные и более эффективные технологии на работе, а не стараться заместить все мигрантами. Надо быть готовым к тому, что поток мигрантов будет уменьшаться, а те люди, которые будут приезжать, тоже начнут искать более квалифицированную работу. Жизнь меняется.
Экономика будет более сложной
Важно иметь в виду: Россия – страна с большой экономикой. Многое мы умеем производить сами. В то же время мы не можем успешно развивать целый ряд высокотехнологических производств (например, микроэлектронику, производство редкоземельных металлов и пр.) только потому, что нас очень мало – всего 146 миллионов! Это значит, что спрос на высокотехнологичные виды продукции очень маленький. Высокотехнологичный бизнес при таком спросе развиваться не может.
Поэтому задача научно-технологической политики государства – не просто развитие высоких технологий, но такая модернизация экономики, когда спрос на высокотехнологичную продукцию кратно увеличивается. То есть надо не только наладить изготовление чипов, а развивать производства, которые их потребляют.
Пока на российском рынке властвовали иностранные компании, отечественные разработчики делали простые технологии и продукты. Но теперь очевидно: российская экономика будет становиться все более сложной. Это неизбежно.