Об учителях, конечно, лучше всего напишут «хорошисты» и «отличники». После школы они шагнули дальше в поисках знаний и достигли большего, чем те, кто с некоторой натяжкой закончил восьмилетку. Итак, о чем же может написать далеко не «хорошист»?

Вспоминаю о своих учителях с тихой нежностью, когда по телевизору показывают фильмы «Сирота казанская», «Уроки французского», и, несмотря на то, что видел эти фильмы многажды, снова и снова сопереживаю героям фильма, как будто это происходило со мной.

Моей первой учительницей была Лидия Надбитовна Гаряева, смуглая, тонкая, звонкая, на мой взгляд, красивая девушка. В те времена учеников в классах было много, больше двадцати. Уроки велись на родном калмыцком языке, в котором я был слаб, так как в Сибири матери надо было работать и днем я всегда был в яслях-садике. Думаю, учился весьма неважно и к тому же писал левой рукой, что тогда было не принято и меня переучивали, по чистописанию были одни каракули. Сверстники дразнили меня косолапым, и, наверно, я очень сильно переживал. Тогда Лидия Надбитовна на одном из уроков вызвала меня к доске, поставила по стойке «смирно», провела рукою по моим ногам, наглядно показав ребятам, что я не косолапый. Уезжая, Лидия Надбитовна подарила мне настоящий солдатский ремень – я был счастлив до небес.

Нас стала учить Галина Ивановна Тисакова, о ее роли в моей судьбе расскажу позже, сейчас же  вспоминаю тот солнечный день, когда увидел ее впервые. Помню, как солнце, через оконное стекло, пролилось своими лучами на голову сидящей за столом учительницы, и как я был поражен ее красотой.

До выпускного (для меня) восьмого класса, нашим классным руководителем и учителем немецкого языка была Людмила Ивановна Ковригина, которая на уроках по внеклассному чтению из журнала «Пионер» читала нам интересные рассказы о наших сверстниках, было весело, и мы много смеялись. Возможно, чтобы как-то занять меня на своих уроках, Людмила Ивановна поручала мне сделать переводы небольших рассказов, и я, заядлый книгочей, с большим удовольствием погружался на весь урок в этот процесс, стараясь это сделать покрасивее… В моей характеристике Людмила Ивановна написала, что мог бы учиться лучше.

Однажды к нам в Чилгир приехали агитаторы от профтехучилища, которые, предлагая поступать в училище, как большой плюс преподносили бесплатное трехразовое питание, на которое я и поддался. В училище №23, в группе №18 слесарей по ремонту автомобилей, нас научили пользоваться рабочими инструментами, мы точили напильниками из металлических болванок молотки, гаечные ключи. Практику мы проходили в «9-й автобазе», где проводили техобслуживание и ремонт автомобилей. Было приятно держать в руках сделанный тобой молоток, который соответствовал по всем параметрам стандарту. И хотя впоследствии всю свою жизнь проработал электромонтером, навыки, приобретенные в ПТУ, очень пригодились, и я не считаю два года, проведенные в училище, бесполезными. Мастер производственного обучения Андрей Григорьевич Антаканов в характеристике, выданной мне для военкомата, написал обо мне как «лучший из лучших», и с тех пор я стараюсь быть лучше самого себя.

В конце семидесятых ко мне, отслужившему в армии и давно работавшему в совхозе, подошла Галина Ивановна Тисакова, в то время уже работавшая директором школы, и сказала, что мне необходимо учиться, чтобы получить полное среднее образование в вечерней школе. И вот по вечерам, когда Галина Ивановна проверяла тетради своих учеников, я пересказывал ей то, что заучил, запомнил по таким предметам как литература, история. Меня поражало, что Галина Ивановна, погруженная в свою работу, умела заметить и поправить меня, если я неправильно называл даты событий по истории. Уезжая из Чилгира, Галина Ивановна попросила не забрасывать учебу, сдать экзамены, что я и сделал.

Как показало время, жизнь – это сплошная учеба. В работе электромонтера тем более. Кроме правил по технике безопасности необходимо разбираться в электрических схемах самых различных устройств: от бытовых – стиральных машин, до производственных – тельферов, поливной техники, электрооборудования автомобилей и прочих. Вот по ночам занимался я самообразованием, изучая схемы электрооборудования всевозможных устройств, и однажды услышал о себе: «Сильный электрик!». «Может, силовой?», – сказал я, подразумевая напряжение в сети. «Нет. Сильный, разбирающийся в своем деле», – ответили мне.

Было время, когда я сидел без работы, и как раз открылась вакансия завхоза в нашей школе. Написал заявление, и, к моему удивлению, меня взяли. Иду однажды по коридору школы, а было тепло и двери классных комнат были открыты. Тут я услышал взволнованный голос учительницы Надежды Намжиловны Арсиновой о том, что эпос «Джангар» является высоконравственным произведением. «Как? – подумал я, – там же много пьют и лишь потом совершают подвиги».

Как же я глубоко ошибался, прочитав это произведение в юности, как обыкновенную книжку! Перечитал теперь раз, другой, третий богатырский эпос «Джангар» и убедился в правоте Надежды Намжиловны. Это действительно высокохудожественное и высоконравственное произведение о настоящей мужской дружбе, о любви к своей земле, к Родине.

… Недавно услышал, что Чимид Александрович Боваев, работавший в большом городе физруком, уволился и устроился работать на завод. Я был очень огорчен этим известием. Знаю Чимида Александровича как человека, обладающего прекрасной дикцией, умелого организатора мероприятий, как профессионала, умеющего работать со школьниками на уроках и, что особенно важно, – вне уроков. Видел не раз, как школьники в вечернее время, во время игры в волейбол или футбол с теми, кто, закончил школу ранее, начинали проигрывать. Тогда Чимид Александрович подбадривал их словами: «Собрались!», «Вы можете играть лучше!», «Смелее!». Эти слова поддержки он говорил, даже когда играл в другой команде, против своих воспитанников. А во время соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» всегда находился на подстраховке, предотвращая травматизм, так как многие из взрослых только на этих соревнованиях вспомнили, что они когда-то бегали, прыгали через «коня» или делали какие-то упражнения.

Такой профессионал, ответственный и умеющий работать с детьми педагог, ушел из школы… Это большая потеря для образования, а для меня большое огорчение. Поэтому пишу и обращаюсь ко всем, от кого зависит судьба образования и воспитания детей: «Учителей надо беречь – это цвет нации, цвет России». Кто нам подскажет, что читать, где плохое, где хорошее, как себя держать в разговоре со взрослыми, кто научит нас любви к окружающим и к самому себе тоже? Только Учитель! От каждого из названных выше учителей я что-то «взял». От Л.Н. Гаряевой – относиться к любому человеку, пусть даже бомжу, нормально, кто знает, может, он еще не совершил свой жизненный подвиг. От Л.И. Ковригиной – работе со словарем, которая мне пригодилась уже на пенсии, когда стал изучать родной язык. Привычка учиться – от Г.И. Тисаковой, и это позволило мне утвердиться в своей профессии. От А.Г. Антаканова – ценить себя, в хорошем смысле этого слова. От Ч.А. Боваева – уметь страховать напарника, работать без ЧП. От Н.Н. Арсиновой и Тамары Хечиевны Менкеевой – родному языку.

Поэтому прошу вас: «Берегите учителей»!

Эрдня Джугрунов,
чтец, «Человек года – 2013» по Яшкульскому району