Председатель Общественной палаты Калмыкия, руководитель реготделения всероссийского общественного движения «Патриоты России», политолог Батыр Мучаев прокомментировал для издания «Давыдов. Индекс» предложение минобрнауки о введении новой прозрачной системы приема на целевое обучение. 

В разработанном ведомством проекте постановления правительства о регулировании отношений заказчиков целевого обучения и кандидатов говорится, что с 2024 года компании будут размещать подробную информацию о доступных вариантах целевого обучения на едином портале «Работа в России». Если раньше единых требований к заказчикам не было и кандидатам приходилось с трудом искать возможности учиться по целевой квоте, то теперь все будет гораздо проще. На портале «Работа в России» должны указываться все необходимые подробности: место учебы кандидата, наименование образовательной программы, будущее рабочее место, меры поддержки. 

Батыр Мучаев, комментируя это предложение, отметил, что сейчас требования к заказчикам целевого обучения разрабатываются, можно сказать, по своему усмотрению каждым вузом и каждым профильным ведомством, хотя некими рекомендациями руководствуются, конечно, но, в целом, в этом вопросе царит хаос. 

«На целевое обучение попадают часто по блату, с баллами пониже, чем на общих основаниях и, зачастую, не те, кто реально хочет посвятить себя этой самой целевой специальности. А уж как потом увиливают от положенной по договору целевого обучения отработки в отрасли – отдельная тема. В целом программа целевого обучения в нынешнем виде мало помогает тем отраслям, которым она изначально была предназначена помогать. Специалисты по итогам этой программы не всегда получаются надлежащего уровня и с надлежащей мотивацией трудиться по «выбранной» специальности на производствах. В условиях санкций кадровый голод промышленности должен, конечно же, удовлетворятся на иных условиях», — считает Мучаев. 

По его мнению, меры, предложенные Министерством науки и высшего образования, на первый взгляд выглядят достаточными, но здесь явно не хватает более широкого взгляда на систему целевого обучения. 

«Программу, особенно в части, направленной на подготовку инженеров, надо ориентировать, в первую очередь, на лучших выпускников среднего профессионального обучения, тем более, что в системе среднего профессионального образования взят курс на скорейшее и более глубокое овладение практическими навыками по выбранной специальности. 

Поверьте, из техника-выпускника колледжа, имеющего практические навыки работы с электрическими сетями или со станком с ЧПУ, получится в 90% лучший специалист-инженер по робототехнике или мехатронике, чем из вчерашнего школяра, в жизни не державшего в руках даже перфоратора», — пояснил Батыр Мучаев.

Фото: Николай Бошев