В прошедшую субботу, 28 июля, в музейно-выставочном комплексе «Цейхгауз» Астраханского кремля состоялось открытие выставки «Сказ о земле калмыцкой», посвященной 100-летию со дня рождения народного художника РСФСР Гарри Олеговича Рокчинского (1923-1993). На выставке представлено 49 работ мастера из фондов Национального музея Калмыкии им. Н.Н. Пальмова. В Астраханском кремле она будет работать до 24 сентября. Отметим, что эта же экспозиция ранее была представлена в волгоградском музее им. И.И. Машкова.

В торжественном открытии выставки Г.О. Рокчинского приняли участие дочь художника, доктор искусствоведения Светлана Батырева, ведущий сотрудник музея Национального музея РК Мария Дорджиева, заслуженный художник России Степан Ботиев, главный редактор газеты «Хальмг унн» Евгений Бембеев.

Экскурсию для участников открытия экспозиции в Астрахани провела М. Дорджиева, которая для читателей «Степных вестей» рассказала о представленных картинах: «Выставка отражает практически все значимые произведения и этапы деятельности Гарри Олеговича с 1961 года. В выставочных залах картины расположены по темам, которые условно можно обозначить как калмыцкая, монгольская (истоки) и русская (пейзажи средней полосы России). Творчество мастера живописи многогранно. Так, картины «Рыбаки Каспия», «Чабанская точка», портреты чабанов, деятелей культуры – это художественный образ советской созидательной эпохи. Кстати, по картине «Каспийский рыбокомбинат» мы создаем экспозицию в лаганском музее. Прекрасны и трогательны сюжеты картин «Бабушка и внук», «Мать, кормящая ребенка». Конечно, мастерство Рокчинского восхищает не одно поколение художников и любителей живописи. Были горды представлять его картины «Запах лотоса» и другие, где мастер мазками кисти создает в воздухе аромат цветка. Как он передает стремительный бег сайгаков – склонившийся под ветром камыш и встречный этому наклону бег сайгаков! В картине «Сайгаки» изображено двенадцать сайгаков, я подсчитала, а это сакральное число в буддизме. Какой пласт информации заложен в творчестве художника, и его надо уметь считывать».

Степан Ботиев в беседе с нами подчеркнул значимость творчества Гарри Олеговича для самосознания народа и величие его наследия: «Это легенда калмыцкой эпохи Возрождения после возращения народа на родину, такой мощный вклад в культуру народа. Символично и то, что он создал загадочную, в стиле фрески, картину «Легенда». Такой отсыл калмыцкого образа в общемировой культурный цикл. Не случайны в его творчестве две знаковые работы по образам джангарчи Ээлян Овла и создателя письменности Зая-пандиты. Он зримо показывает непрерывность духовной истории народа, ее неистребимость. В стоическом поколении Рокчинского выражено калмыцкое понятие «зовлнг давлх» – пройти путь страданий, и перешагнуть через эти страдания, чтобы идти дальше. Оптимизм стоического поколения. Творчество Рокчинского – это искусство, философия народа и его стержень».

Также следует отметить особость выставки в Астрахани, в связи с биографией художника. В далеком 1938 году после окончания школы в Элисте Гаря Рокчинский поступает в Астраханский рыбный техникум, но увлечение авиацией приводит его в аэроклуб. Затем учится в авиационной школе им. А.К. Серова, в 1944 году он – летчик-истребитель. Именно в Астраханском музее была организована его юбилейная передвижная выставка по городам юга России, организованная к 50-летию со дня рождения. И вот прошло 50 лет. Мы отмечаем 100-летие со дня рождения художника, который стал символом истории и культуры народа. «Образной памятью народа», как назвала свою книгу о творчестве художника Светлана Батырева.

Булгун Гаряева