Человек он, что и говорить, интересный. И специалист классный. Интернет-газета «Степные вести» уже писала о нем. Кайо Вилела – бразильский фотожурналист с мировым именем, сотрудничающий со многими изданиями по всему земному шару, в том числе с известнейшим журналом National Geographic – официальном изданием Национального географического общества США, основанным без малого 130 лет назад. Журнал печатается в нескольких странах и на разных языках. Издание специализируется на статьях о географии, природе, истории, науке и культуре. Материалы снабжаются большим количеством фотографий.
Недавно Кайо Вилела побывал в Калмыкии. Зачем? Спросите вы. Как он сам рассказал, последние годы он занимается проектом «Футбол без границ» и для этого путешествует по всему миру. Конечно, не «с “лейкой” и блокнотом», а с японским «Кеноном» последней модели, диктофоном и ноутбуком.
Закончил географическое отделение университета в Сан-Пауло, непосредственно фотографией увлекся в ранней молодости. Путешествует по миру более двадцати лет, объездил десятки стран. Гордится, что стал первым бразильцем, которому довелось побывать в степной республике.
На встрече с элистинцами, которая прошла в библиотеке им. Амур-Санана, синьор Вилела рассказал, что как-то ему в объектив фотоаппарата попали мальчишки, играющие в футбол. И тут его осенило: так ведь это непаханая целина, ниша, никем не заполненная. И пошло поехало. С каждым годом авторский проект расширялся, появились спонсоры, что позволяло и путешествовать, и издаваться.
Теперь, бывая в разных странах, он, в первую очередь, ищет детей, самозабвенно пинающих мяч. В его стране – это повсюду. И он теперь захотел своими глазами увидеть, как обстоят дела в городах России. Да, и чтобы обязательно в кадре были видны особенности места его пребывания. Уже удалось посетить Хабаровск, Биробиджан, Кызыл, Уфу, Казань, Санкт-Петербург, Саранск, Калининград, Самару… Он еще много перечислил географических точек нашей страны – просто я не успел записать.
Открыв свою книгу, он показал прекрасную фотографию: на фоне огромной лужи высились ворота, а дети играли в футбол. Попросил угадать, где сделан этот снимок. После робких догадок, прозвучавших из зала, он пояснил: это Республика Тыва. Вот те раз!
Небольшая викторина продолжалась, и на очередной вопрос: а это где? – сидевший впереди меня парень уверенно крикнул: Республика Мали! Вилела искренне удивился, но ларчик открывался просто: оказывается, накануне юноша уже листал эту книгу и запомнил фотку, о чем он под смех присутствующих и сообщил.
Разумеется, речь зашла и о футболе, и здесь зрители показали, что они тоже любят и знают этот вид спорта. Как выяснилось, сам Кайо не играет, но, как вся бразильская торсида, является страстным болельщиком. Его кумир – Зико. На ехидный вопрос из зала, как он отнесся к поражению «кудесников мяча» в полуфинальном матче чемпионата мира по футболу 2014 года от сборной Германии с разгромным счётом 7:1, он ответил, что очень переживал, впрочем, как и вся страна.
Потом хотели приступить к просмотру фотографий на экране, но выяснилось, что синьор забыл захватить в аудиторию свой ноутбук. Вынуждены были на некоторое время прерваться. Однако час от часу не легче! Привезли ноут, а подходящего переходного шнура не оказалось в наличии. Так что пришлось с расстояния в несколько метров вглядываться в снимки в демонстрируемой книге, что лишало возможности хорошо рассмотреть экспозиции. Это, конечно, несколько смазало позитивную картину встречи, но зритель наш великодушный: простил аплодисментами.
А потом посыпались вопросы, касающиеся непосредственно фотомастерства, умения выбрать подходящий ракурс, игры цветами и так далее. Особо мне понравился ответ мастера на вопрос, как правильно скомпоновать кадр. Переводчице, симпатичной девушке, конечно, было нелегко оперировать специальными терминами, но из зрительских рядов звучали подсказки, и суть свелась к следующему: «Надо не бояться поэкспериментировать с объектом съемки, подойти к нему и справа, и слева, и снизу, и сбоку, и лечь, и так далее. Как в Камасутре!» Переводчица несколько замялась, и прозвучало, «как в камерасутре». А может, мне это только послышалось.
К сожалению (формат не тот), мне так и не удалось спросить синьора Вилелу: правда, что в Бразилии «много-много диких обезьян»?
Фото Николая Бошева и Кайо Вилелы