Начиная с мая, в России стали расти цены на бензин, затем к ним прибавился рост цен на дизельное топливо. Кроме того, в последние полторы недели в ряде российских регионов обозначился дефицит топлива на АЗС.
Почему так происходит? Как остановить развитие неблагоприятной ситуации?
Основными причинами дефицита и, как следствие, роста цен на топливо обычно являются:
– массовая остановка нефтеперерабатывающих заводов на ремонт,
– ажиотажный спрос на топливо,
– высокие внутренние акцизы на нефтепродукты,
– отсутствие заградительных экспортных пошлин.
Однако сейчас срабатывают иные факторы.
Как отметил эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, производственных причин для дефицита бензина и дизеля нет.
В первом полугодии отечественные нефтеперерабатывающие заводы не только не снизили, но и нарастили объемы нефтеперегонки: производство бензина выросло на 4,6 %, дизеля – на 7,3 %.
При этом ажиотажного спроса на бензин не было и нет. Во-первых, потому, что продажи новых автомобилей в первом полугодии 2023 года снизились более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2021 года.
Что касается остановки работы НПЗ для вывода их в ремонт, то пик ремонтов прошел еще в мае – тогда объем простаивающих перерабатывающих мощностей составлял 1,6 млн барр. в сутки. В июле этот показатель упал до 950 тыс. барр./сут. То есть причин для дефицита нет. Тем более что на экспорт наши бензин и дизель идут спокойно и без проблем.
При этом потребности в повышении таможенных пошлин тоже нет: скачка экспорта за последние 3 месяца не наблюдалось, так что дополнительные объемы бензина за кордон не уходили.
Пока налицо две главные причины нестабильной ситуации:
1) манипуляция рынком со стороны нефтяных компаний, которые «придерживают» продажи бензина и дизеля на собственных АЗС в ожидании повышения цен на них;
2) независимые АЗС, которые не имеют своего сырья и своих перерабатывающих производств и покупают топливо на бирже, из-за недостатка товара (а в России действуют низкие нормативы по продажам на бирже) не могут производить оптовые закупки в нужном объеме по не завышенной цене.
В результате возникает дефицит.
Временно разрешить ситуацию на рынке бензина можно, по мнению К. Родионова, «большим окриком из высоких кабинетов». И это даже не кабинеты Федеральной антимонопольной службы РФ или Минэнерго, а повыше.
Вместе с тем проблему необходимо решать системно.
В первую очередь, для нефтяных компаний следует повысить нормативы внутренних биржевых продаж – по бензину с 12 % до 50 %, по дизелю – с 8.5 % до 33 % (кстати, это делается, образно говоря, одним росчерком пера, усилиями ФАС и Минэнерго РФ).
Во-вторых, необходимо провести демонополизацию нефтепереработки, отделив НПЗ от нефтедобывающих компаний.
И решать эти вопросы надо как можно скорее.
В конце недели цена бензина АИ-95 на бирже превысила 72 тыс. руб. за тонну и подбирается к отметке 72,5 т.р./т. Если на в ближайшее время ситуация не нормализуется, то необходимо задуматься о временном снижении акциза (налога) на нефтепродукты, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики, эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов. Он пояснил:
«Если в начале сентября котировки не пойдут на спад, руководству страны, возможно, стоит задуматься о временном снижении акциза в 1,5 раза, как это уже делалось при аналогичных обстоятельствах в 2018 году. А радикально текущие проблемы можно решить только расширением транспортных мощностей, обеспечивающих доставку нефтепродуктов, строительством новых НПЗ на Дальнем Востоке и пересмотром планов, которые лежат в основе накопления запасов моторного топлива (надо учесть и возросший спрос в период отпусков, и изменившуюся за последние десять лет структуру спроса)».
С доводами нельзя не согласиться. Но начать, по-моему, все же лучше с «окрика из высоких кабинетов». Как показывает практика, это наиболее действенный метод.