Почти 30 километров на калмыцких участках федеральных автотрасс планируют обновить в ближайшие два года дорожники. В официальном сообщении Росавтодора, опубликованном еще в мае этого года, речь шла о четырех участках. Три из них общей протяженностью в 20 километров на трассе Р-22 «Каспий» проходят через Малодербетовский, Сарпинский, Кетченеровский и Целинный районы. Четвертый – отрезок с 330-го по 339-й километр автодороги Р-216 Астрахань – Элиста – Ставрополь. 

Модернизации этой трассы, и не только на калмыцком участке, на федеральном уровне уделяют особое внимание, так как она связывает столицы сразу трех субъектов. Особое внимание участку по пути в село Приютное уделяют и в Калмыкии. Резонансные вопросы о состоянии капитального ремонта аварийно-опасных девяти километров со сложным рельефом крутой балки и туманной низины, тонким перешейком, где не разъехаться крупногабаритному транспорту, и грунтовыми водами на днях эмоционально обсуждали в райцентре. 

Члены районной Общественной палаты во главе с председателем Иваном Шапошниковым, глава Приютненского РМО Басан Манжиков, депутаты и активисты пригласили на обсуждение председателя Общественной палаты РК Батыра Мучаева и представителей заказчика и строительной компании. Вопросов у местной власти и общественников к тем, кто непосредственно занимается капитальным ремонтом и расширением двухполосной дороги в четырехполосную, накопилось немало. Основной – почему сроки окончания ремонта произвольно продлили с сентября 2023 года по сентябрь 2024-го.  

Перераспределение лимитов = медлительность дорожников 

Представитель заказчика, Федерального дорожного агентства, начальник производственного отдела филиала ФКУ Упрдор «Каспий» в Элисте Иван Орусов пояснил: 

– Федеральное казенное учреждение – это некоммерческая организация, которая обеспечивает исполнение обязательств в пределах доведенных лимитов. Есть главный распорядитель бюджетных средств – это Росавтодор, а мы их подведомственная организация.

На сегодня работы по устройству земполотна выполнены на 66 процентов, по дорожной одежде – всего 40 процентов. Но работы еще ведутся: обустройство дорожной одежды, земляного полотна, присыпных обочин, водопропускных труб. Из девяти водопропускных труб уложены в тело насыпи семь. В 2023 планируем завершить работы по устройству дорожной одежды на 6 км 600 м.

Как выяснило наше издание, госконтракт ФКУ заключило 21 сентября 2021 года с ООО ДРСУ «Прикамье». А субподрядчиком выступил ООО «Анжипромстрой».

По графику: в марте-июне этого года строители должны были сделать земляное полотно и устроить слой из ЩГПС, щебеночно-песчано-гравийной смеси. Но в это время именно в районе проведения капремонта выпало очень большое количество осадков: 49 дней из 121 дожди лили от двух до пяти часов, что Орусов готов подтвердить справкой Росгидромета. Это потребовало дополнительной сушки грунта в слоях дорожной одежды, без чего приступить к работам не представлялось возможным.

Заказчик выставил претензии за отставание от графика с января по май на 2,4 миллиона рублей и, по словам Орусова, произвел перераспределение средств, они будут только в 2024 году. В связи с чем и появилось дополнительное соглашение о переносе ввода объекта с 30 сентября 2023 года на 15 сентября 2024 года.

Представитель субподрядчика, который проводит строительные и монтажные работы на участке в Приютненском районе, замгендиректора ООО «Анжипромстрой» Тагир Азаев объяснил возникшую ситуацию.  

– По поводу качества. До начала этих работ были две полосы, из-за чего постоянно возникали аварийные ситуации. Поэтому было принято решение сделать четыре. Потоки будут отделены барьерными заграждениями, чтобы устранить возможность тяжелых последствий, которые возникают при лобовом столкновении, когда машины вылетают на обочину и вниз. Предусмотрены две разворотные площадки-петли и площадки для отдыха грузовых авто с туалетами. 

По поводу производства работ. Действительно, срок сдачи объекта по контракту был обозначен первоначально на 30 сентября 2023 года. Для того, чтобы сделать эту работу качественно, у нас имелись все необходимые техника и людские ресурсы. Задержка возникла только при производстве работ при нижних слоях дорожной одежды. Без определенных погодных условий невозможно сделать это качественно, по технологии не получается. Остальные все работы произведены в срок. 

У нас остается полтора километра дороги, где земполотно не доведено. Но даже там 80 % работ произведено – балка отсыпана, труба сделана, в прошлом году зимой люди на месте дежурили вместе с ГИБДД, чтобы вовремя расчищать заносы, если возникнут, обошлось без аварий. 

Есть технологии производства работ. Асфальт мы можем укладывать при моросящем дожде, а АГБ, асфальтогранулобетонную смесь, где необходимо цемент распределить, хоть чуть капнет – качества не будет. У нас остались те виды работ, которые мы можем выполнить во время пасмурной работы. Кроме одного километра – его мы уложим за 3-4 дня АГБ и сверху закроем асфальтом.

По поводу участка дороги, где уложили асфальт. Все знают, что с октября-ноября было дождливо, зима выдалась холодная, и два километра нового уложенного асфальта подняли грунтовые воды. По проекту, который делался ранее, в засуху, этого предусмотрено не было, грунтовые воды были низко. Это место, как в котловане. Но заказчик, конечно, у нас эту дорогу не примет, и мы все эти вещи исправим. И ямочный ремонт сделаем, и замену всех слоев произведем за собственный счет. 

По поводу переноса денег. Мы не можем отвечать за это, заказчик в лице  Росавтодора принял решение. Но что необходимо, мы сделаем. Даже больше. Надо в зиму, как требует заказчик, заходить без реверса. Мы в этом году сделаем. Работа будет продолжаться.  

По поводу недовольства общественников, которые приходили и говорили о некачественных работах. На федеральных дорогах идет многоуровневый контроль качества. Здесь нельзя сказать, что я пошел в магазин и купил что-то – нет, каждый материал имеет паспорт, сертификат и на каждую вещь, даже дорожный знак, мы даем гарантию. 

Трижды в год нас проверяет Росдортехнология. Ежедневный стройконтроль проходит на объекте, мы заключили договор с аттестованной лабораторией. У подрядчика есть свой строительный контроль. Если материал не проходит проверку  – мы его не принимаем. Из-за резонанса на объекте прошли прокурорские проверки с привлечением других независимых лабораторий.   

Здесь есть объективные вещи. Мы стараемся ускориться там, где это возможно на таком большом объекте – 9 километров. Но когда мы приступили, были одни условия, а сейчас нам нужно проводить не предусмотренные проектом специальные мероприятия – роем котлованы ниже земполотна, отводим воду.  

По поводу выделенного аванса – до конца ноября мы его отработаем. У нас с генподрядчиком заключенный контракт, но мы сделаем больше, чтобы в зиму войти безопасно, без плавунов. 

У нас остались виды работ, которые можно было завершить в течение полутора-двух месяцев. Основные земляные выполнены на 85 – 90 процентов. Оставалась дорожная одежда, самая материалоемкая и финансовозатратная часть, и обустройство дороги. Оставшиеся буквально семь километров мы могли бы сделать в кратчайшие сроки. По опыту могу сказать, мы делаем семь километров в Кетченеровском районе и укладываем там верхний слой в течение 10 дней, и дождь этому уже не мешает, так как внизу уже уложен асфальт. Смогли бы завершить и два километра. Но не знаю, по какой причине произошел перенос средств. При этом штрафные санкции у нас все равно идут. По графику допсоглашения мы успеем все. Откроем безостановочное движение по тому километру, где сейчас идет реверс до 10 ноября, – сказал представитель порядчика.  

Азаев попытался на встрече с общественностью разложить по полочкам все обстоятельства переноса сроков капремонта. Однако и в этом обстоятельном выступлении участники публичных слушаний не нашли ответов на искомые вопросы. 

Кого пугают калмыцкие дожди 

По меткому замечанию главы района Басана Манжикова, этого разговора и разбора узких мест могло бы вообще не состояться, будь сотрудники подрядной организации чуть проворнее и обязательнее. 

–  Аванс в любом случае вам был выдан, и компания обязана была отработать его до конца реализации первоначального контракта, то есть до 30 сентября 2023 года. Так называемый «допник» появился недавно, в августе, что означает, что вы изначально не успевали к концу срока, и поэтому паспорт объекта был изменен. Хотя еще летом субподрядчик заверял, что все успеет. Не является ли это смещение сроков существенным изменением условий контракта, укладывается ли это в рамки правового поля? 

Кроме того, мы все знакомы с условиями работы со средствами федерального бюджета. Подходит сентябрь, а у вас не выполнены работы, именно поэтому и перекинули финансирование на следующий год. Если бы мы школы не сдали вовремя, у нас бы деньги просто забрали, так как это контракт текущего года со сроком сдачи к конкретному числу. Если мы не успевали – привлекали больше людей, техники. А у вас сейчас не так много техники. До этого пропущены сроки, а теперь не пропустите? – возмутился Манжиков. 

– Согласен, где-то подрядчик подвел, – вздохнул параллельно представитель филиала Упрдор «Каспий» в Элисте Орусов.  

Представитель субподрядчика решил еще раз уточнить: 

–  Средства, которые были заложены для завершения объекта в этом году, это дорожная одежда, барьерные ограждения и освещение. Земляные работы, по устройству дренажных труб, АГБ – все это шло по плану. Вопросов к нам по выполнению работ не возникало. Единственное, о чем нас спрашивали, качество. Но в апреле-мае, когда шли такие обильные дожди, а на объекте всегда находятся представители стройконтроля, с которыми у заказчика заключен договор, мы по технологии не имели права проводить определенные мероприятия. Мы предоставляли справку о том, что за три месяца было по 15-20 дождливых дней. Заказчик приезжал и видел, что у нас ливень идет. Они через балку проезжают, у Песчаного солнце. А сколько много людей на базе и техники – видел прокурор. Из-за погодных условий мы отставали немного, успевали.

К слову, о технике и людях. Наша редакционная команда проезжала по ремонтируемой дороге туда и обратно в самый разгар рабочего погожего дня. Воздух колыхал лишь легкий ветерок, а солнце ласкало кожу теплыми лучами, радуя редких проезжающих автолюбителей. Кроме двух огромных аншлагов у начала и конца участка, оповещающих о якобы идущем капитальном ремонте, ничего не предвещало бурной активности. Лишь два одиноких пустующих самосвала на обочине…  

Так что оправдания замдиректора ООО «Анжипромстрой» со ссылкой на погоду присутствующих, конечно, не убедили. 

– Как могло получиться, что в проекте предусмотрели только один засушливый год! Если вы летних дождей испугались, то что будет осенью, когда пойдут настоящие? А то, что у нас места такие с источниками воды на поверхности, туманами в низине, знали еще старики, – звучало с разных концов зала. 

Замглавы администрации РМО по вопросам ЖКХ, строительства и дорожного хозяйства Алексей Лахнов словно снял с языка у публики невысказанные опасения:

– Мы же понимаем, что чем больше срок – тем выше цена. Что вы будете делать со своими убытками? А если цена твердая, есть ли такие деньги и будут ли через год? Не затянуты ли сроки? В смете не были предусмотрены временные сооружения, например, можно ли сделать параллельную дорогу?  

А получив ответ о том, что строительство временной объездной дороги предусмотрено не было по причине высоких затрат на чужую дорогую землю, резюмировал: 

– Тогда надо было делать одну полосу по всем стандартам толщины и прочности, чтобы фуры не разбивали покрытие. Люди-то видят – машины пошли и через неделю все разбили. Может быть, из-за того, что некачественную работу приходится переделывать, увеличиваются сроки и не сдается объект! 

Председатель райсобрания депутатов Джиргал Чимидов тоже согласился с тем, что объективных причин сельчане не услышали. 

– Мы хотим честного разговора. Обстановка накаляется, вопросы по поводу дороги у жителей возникают регулярно. Почему на кетченеровской трассе уже все сделано, хотя там также шли дожди, а грунты еще сложнее? 

Вы приступаете к самому опасному участку – крутой балке, где в зимнее время может случиться коллапс. Сейчас в ночное время проехать невозможно – даже временной разметки нет… Мы не стремимся на кого-то свалить вину. Но в случае транспортного коллапса предстоящей зимой вы сможете сослаться на объективные обстоятельства, а разбираться с ЧС, кормить и обогревать людей придется главе района.  

Мы, обыватели, в технологиях не разбираемся, но, может быть, у вас есть возможность завершить капремонт хотя бы к апрелю-маю, а не тянуть еще целый год? Как это можно ускорить? Если надо, общественность поддержит. Нам главное – получить честный ответ.  

– Да, мы прошлую зиму друг у друга спрашивали: ну, как ты проехал ту ямку? Теперь опять зимовать с такой дорогой, детей по ней возить. Если уж не до конца года, так хотя бы пораньше, – вторила выступающему сельчанка.

Новый поворот,
или Куда делась дорога к священному дереву 

Председатель Общественной палаты Батыр Мучаев посмотрел на «дорожную ситуацию» с другого ракурса. И, судя по реакции оправдывающихся докладчиков, это ввело их в замешательство. 

– Члены Общественной палаты республики обратили внимание на тот факт, что эти девять километров трассы пролегают на пути к Одинокому тополю. Вы разнесли в хлам дорогу к религиозной, буддийской святыне Калмыкии, а новую к сроку не сделали. Что бы там ни произошло, не надо испытывать долготерпение местных жителей. Все ваши неаргументированные отмазки, которые я услышал, чушь. Аванс получили – сдайте в срок. Если вы жалуетесь на заказчика – обращайтесь в суд, если какие-то условия контракта заказчик не выполняет, не надо кивать на дожди. 

Это не первый объект, на который обратила внимание в этом году Общественная палата. На Аллее Героев в Элисте начали класть плитку совершенно ненадлежащего качества, а ведь дорога тоже вела к святому месту, к Вечному огню. После первого же нашего материала городская администрация подняла старую и привезла новую брусчатку, согласовала с общественностью цвета. И, несмотря на это, они опоздали всего на две недели. 

В тот же день мы выезжали на этот девятикилометровый участок. В составе Общественной палаты есть инженер-дорожник с многолетним стажем Александр Алексеевич Шеметов, который строил советские дороги еще в советское время. Он просто тыкал пальцем и указывал, где неправильно сделано, где материал не тот. Претензии к качеству тоже есть, и обоснованных оправданий я не услышал. 

Вы нарушили нормальный доступ к Одинокому тополю. Как председатель Общественной палаты я требую немедленно принять меры к завершению работ на это участке! – эмоционально потребовал Мучаев.

Представитель субподрядчика ожидаемо принялся оправдываться и рассказывать о том, как они регулярно расчищают пути к дереву, посылают туда технику и вообще всячески реагируют на запросы людей. 

Однако ценное обещание о том, что остаток в километр на повороте к Одинокому тополю дорожники все-таки завершат и сделают на зиму временную хорошую разметку, прозвучало. Что дало основание председателю районной Общественной палаты назвать обсуждение полезным разговором. Сельчане же еще раз подчеркнули: нам нужны сроки и качество. И пообещали еще раз вернуться к теме, чтобы рабочие не расслаблялись. 

Видео: Виталий Катышкин
Фото: Николай Бошев