Константин Гаранин, директор Центра территориального маркетинга (Москва), член экспертного совета при Правительстве России, автор курса «Маркетинг территорий» (НИУ Высшая школа экономики), эксперт проектов территориального развития в Грузии, Казахстане, Карелии, ДФО, Якутии, Удмуртии, Карачаево-Черкессии, Мурманской, Тверской, Ярославской областях:

– Я являюсь директором Центра территориального маркетинга, мы занимаемся развитием территорий, созданием конкурентоспособных территорий на рынке, где они в будущем чего-то добиваются и привлекают туристов, инвесторов. Соответственно моя речь была ровно про то, как начать, какие есть способы и какие есть примеры, не абстрактные, теоритические, а реальные, которые происходят здесь и сейчас. Примеры того, за что между собой конкурируют территории и с чего это начинается.

Специально я сделал упор на то, как начать с малого, не имея больших ресурсов, и чего можно достичь в дальнейшем. Потому что я понимаю, что далеко не всегда есть ресурсы для того, чтобы начинать, и люди иногда сидят и ждут того, когда что-то появится. Тем самым они теряют главный ресурс – время.

У нас все есть, и мы можем начать. Главное лидерство, главное желание и возможности для развития, и как показывает мировая практика, все это вполне сущестувует.

Донести я хотел как раз то, что надо просто брать и начинать, то есть выходить за дверь форума и начинать делать. Самое главное – это идея, это смыслы, а не твои ресурсы. Если у тебя есть идея и смысл, то ты найдешь, как к ней двигаться, а ресурсы придут к тебе по пути. И мне кажется, что мне удалось донести эту мысль. Судя по тем вопросам, которые были заданы после выступления, я вижу, что есть люди, заинтересованные двигаться дальше, им нужна помощь, чтобы объединиться и разговаривать друг с другом. Я надеюсь, если эта тема будет продолжаться и будет чаще проговариваться, и под нее будут проводиться какие-то мероприятия, Калмыкия сдвинется с места и будет двигаться в новом направлении. И для этого я не вижу никаких препятствий.

Когда ехал к вам, в Калмыкию, признаюсь, я ничего специально не изучал. Потому что, во-первых, не было такой задачи, во-вторых, я не люблю на первом этапе заранее читать чьи-то мысли про территорию, куда я направляюсь. А стараюсь понимать, чувствовать, осознавать и слушать, что люди говорят про себя, что про них говорят другие. Поэтому я, конечно, прочитал немного про историю Калмыкии, об ее историческом пути, бедах и проблемах и потерях.

Для меня на самом деле экономическая составляющая не является очень интересной, потому что все говорят у нас экономическая ситуация плохая и из-за этого ничего не делается. Я придерживаюсь другой позиции. Мне важно найти инструмент как сделать лучше. Поэтому мы начинаем работать с территориями с очень разными стартовыми условиями. И мы всегда смотрим, какой шаг вверх можно сделать, а не обсуждаем, почему у нас такая плохая ситуация.

Мне не интересно почему такая ситуация сложилась в Калмыкии. Моя задача заключается в том – как прыгнуть вверх. Если, например, на территории чего-то не сделано, это наоборот очень хорошо, это называется эффектом низкой базы. То есть, если вы никогда не занимались маркетингом, и у вас нет туризма – это отлично, потому что как только вы займетесь маркетингом, к вам придут туристы. Хуже когда вы сделали кучу маркетинговых усилий, а у вас нет туристов. Вот это уже проблема. Поэтому я, конечно, стараюсь больше познавать территорию на месте и работая с ней как бы уже непосредственно.

 

Фото автора