По данным Росстата, к 2045 году население России сократится на 7,5 млн человек. Чтобы понять масштабы сокращения, достаточно ластиком стереть весь Дальний Восток или такие города-миллионники, как Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань вместе взятые.
Нехватка трудовых ресурсов – одна из главных проблем России. Как поднимать экономику, осваивать новые территории (свыше 50 % территории страны не охвачены активной хозяйственной деятельностью), обустраивать регионы, когда элементарно не хватает людей?
Правительство продумывает различные меры поддержки роста населения, но людей все равно не хватает, и это остро ощущается уже сейчас.
Проблема будет обсуждаться в рамках форума БИОТ, который пройдет в начале декабря в Москве. Как отметил президент Ассоциации СИЗ, идеолог экосистемы БИОТ Владимир Котов, в настоящее время во всех отраслях промышленности идет «борьба за кадры». Основная задача работодателей – привлечь внимание потенциальных сотрудников к своей отрасли, своему предприятию. Работодатели готовы вкладываться в трудовые ресурсы, и на сегодняшний день задача номер один для каждого работодателя – цена работника, которая с учетом новых тенденций заметно растет.
Известно, что проблема недостатка кадров в стране может быть решена двумя способами: за счет автоматизации производственных процессов и привлечения трудовых мигрантов.
Но если вопросы автоматизации на современном этапе достаточно успешно решаются, то с трудовой миграцией ситуация становится все сложнее: российский рынок перестает быть для мигрантов привлекательным. Санкции, специальная военная операция, ужесточение внутреннего законодательства, наведение порядка в тех промышленных сферах, где многое спускалось «на тормозах», заставляют участников бизнеса очищать российский рынок труда от сомнительных элементов. В результате мигранты стали достаточно быстро перетекать из России на рынки Китая, ОАЭ и других стран. Очень скоро мы можем прийти к тому, что в России останутся работать только россияне.
Многие компании, кстати, давно почувствовали перемены и стали готовиться к ним заранее. Одной из первых в стране ощутила нехватку кадров текстильная отрасль. Руководители фабрик со своей стороны сделали все, что можно: оснастили производственные линии новым оборудованием, создали прекрасные условия труда и отдыха для работников, обеспечили им социальные пакеты… а работать некому: в большинстве случаев предприятия заполнены только на треть.
Не менее остро стоит проблема в сфере логистики: не хватает курьеров, сотрудников складов, руководителей направлений и т.д. и т.п.
Чтобы преодолеть кадровый голод, представители отраслей придумывают всякие нестандартные ходы: одни договариваются с детскими садами о местах для детей, чтобы молодые мамы могли выходить на работу. Другие проводят встречи с учащимися колледжей и школ в надежде через молодёжь привлечь их родителей, дедушек и бабушек на свои предприятия. Третьи находят совершенно креативные решения: в компании «EKF», например, молодой инженер рассказал нам о том, что вынужден был назначать свидания выпускницам технических вузов с целью уговорить прийти в их компанию работать. И ведь компания успешная, работа интересная, зарплаты высокие, а специалистов не хватает.
Во многих отраслях пополнение кадрового резерва начинает осуществляться за счет пенсионеров. Если еще 10-15 лет назад человек после выхода на пенсию чуть ли не изгонялся из коллектива, то сейчас идет обратный процесс. Руководство, наконец, оценило знания, опыт, ответственность и щепетильность в работе старшего поколения. В связи с увеличением продолжительности жизни возрастных сотрудников в компаниях будет становиться все больше. С учетом этого ожидаются поправки в законодательство.