Калмыцкое управление Роспотребнадзора провело смотр качества продукции местных производителей

В рамках федерального проекта «Санитарный щит страны – безопасность для здоровья» калмыцкое управление Роспотребнадзора 21 ноября организовало в Элисте смотр качества продукции местных производителей колбас. Санитарно-просветительская акция была приурочена к Всемирному дню качества, отмечавшемуся 9 ноября, и ее анонсировали «Степные вести».

По условиям на смотр и оценку качества была представлена купленная в разных торговых точках определенная, одного вида, пищевая продукция – колбаса полукопченая «Краковская», которая производится строго по ГОСТУ, от трех изготовителей. Это индивидуальные предприниматели Савр Иванов (адрес производства – Элиста) и Зинаида Карпенко (с. Троицкое Целинного района), а также ООО «Агроресурс» из села Приютное (генеральный директор Андрей Курбаджиев). Помимо них, в республике есть еще один колбасный цех, в поселке Яшкуль, но оказалось, что ООО «Афшал» в данное время не выпускает продукцию – работает по сезону.

Оказывается, не густо с колбасниками в Калмыкии. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Тем ценнее информация о том, как у наших дорогих, во всех смыслах, в том числе, учитывая сегодняшние цены на колбасу, местных производителей обстоит с качеством продукции и соблюдением условий работы на рынке.

Это предстояло оценить компетентному жюри, в которое вошли специалисты регуправления Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия», представители КРОО «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» и уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Оксана Эрдни-Горяева.

Накануне были проведены экспертиза маркировки продукции и   лабораторные исследования по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям. После этого образцы колбасы «Краковская» должны были продегустировать независимые эксперты. В роли оценщиков (и, несомненно, ценителей разного рода колбас) выступили студенты медико-профилактического факультета Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой. Хорошенько распробовав колбасу, ребята заполнили дегустационные листы со своими оценками «понравилось», «не понравилось» и «не распознал вкуса».

Что показали результаты смотра и кого жюри признало победителем,  сообщать не буду. Чтобы не делать рекламу и антирекламу тем, кто оказался в роли испытуемых, как это происходит в известной телепередаче «Контрольная закупка». Скажу только то, что жюри так и не смогло вынести свою оценку. Как отметил его председатель – главный государственный санитарный врач республики Джангар Санджиев, из трех участников у двоих продукция была признана неудовлетворительной по органолептическим качествам, хотя это весьма субъективная оценка. А у третьего производителя оказалась не в порядке маркировка и документация, что является серьезным нарушением и однозначно помешает ему реализовывать продукцию в республике, не говоря уже о торговле за ее пределами.

Следует отметить, что это не первый смотр качества пищевой продукции, выпускаемой в Калмыкии. Подобные мероприятия достаточно регулярно проводились в 2010-х годах, являясь частью региональной программы по защите прав потребителей. Однако в последние годы активность в этом плане фактически сошла на нет по ряду объективных причин, в основном связанных с отсутствием должной мотивации и финансовых средств у заинтересованных органов власти.

Нынче же, благодаря тому, что регуправление Роспотребнадзора стало участником ведомственного пилотного проекта «Санпросвет», появилась возможность вернуться к практике, ранее хорошо себя зарекомендовавшей. Ведь главная цель смотра качества пищевой продукции сводится не к тому, чтобы лишний раз проследить за деятельностью предприятий пищепрома и наказать за какие-то несоответствия. Для этого у Роспотребнадора достаточно иных рычагов, которыми он, к слову, не стремится злоупотреблять, тем более сейчас, когда эта служба, как и другие надзорные инстанции, ограничена мораторием на плановые проверки бизнеса.

«По итогам проведенного смотра хотелось бы обратиться к нашим предпринимателям, чтобы они, вернувшись к своей работе, на производство, сделали выводы и исправились, усилив производственный контроль и тем самым укрепив свои позиции на местном рынке. Без соблюдения всех норм и правил, не завоевав расположения покупателей, а у нас довольно требовательные потребители, избалованные качественной, с учетом прошлых лет, мясной продукцией, трудно рассчитывать на успех в бизнесе, в том числе экспорт своей продукции».

Фото автора и из соцсетей Управления Роспотребнадзора по РК