Второго декабря в концертном зале Калмыцкой государственной филармонии им. А.Н. Манджиева состоялся юбилейный вечер, посвященный 85-летию лауреата Государственной премии им. Героя Советского Союза О.И. Городовикова, заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР, заслуженного деятеля искусств РФ, Героя Калмыкии, основателя и художественного руководителя Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» Петра Надбитова.
В многочисленных поздравлениях в адрес Петра Тимофеевича самым настоятельным пожеланием были дальнейшие успехи в творчестве, ведь юбилейный год один из наиболее креативных менеджеров в калмыцком искусстве провел в активном рабочем режиме. Как у постановщика масштабных произведений юбилейные мероприятия были выстроены грандиозно. Осенью коллектив совершил гастрольный тур по городам Урала и Сибири в рамках федерального проекта «Мы – Россияне», который осуществляется при поддержке Росконцерта и Минкульта РФ. Поздравив 1 ноября прославленного хореографа с днем рождения в СМИ и по телефону, общественность республики и зрители целый месяц были в ожидании премьеры его этно-балета «Медноволосая девушка» по сюжету калмыцкой сказки. 30 ноября и 1 декабря прошли с аншлагом премьерные показы. Как принял зритель юбилейный сюрприз от лауреата премии журнала «БАЛЕТ» в номинации «Рыцарь народного танца», демонстрирует видео.
Петр Тимофеевич в ответном слове был традиционно краток: «Спасибо! Мы попытались поставить на два жанра – танец народный и классический. Что получилось, вы видели. Спасибо нашим друзьям. Я очень рад, что искусство, которым я занимаюсь, – это наше народное, это искусство народа. Мы не должны терять наше народное достояние. Спасибо!».
Действительно, велика заслуга талантливого профессионального хореографа с природным даром танцовщика и постановщика, который сохранил и перевел в сценический формат народный танец. Он филигранно отточил движения калмыцкого, как часто он говорит, «хода», и обрамил их четкой линией постановочного танца. Главное – во всех постановках сохранены характер, дух и пластика калмыцкого танца. Впечатляющий и неоспоримый пример этого – «Дербетовский тавшур», жемчужина его «Золотой коллекции калмыцкого танца».
Следующим шагом, к которому шел мастер в последние десятилетия, стал ввод калмыцкого фольклорного материала, в целом калмыцкой темы, в балетную постановку. Тем самым он решает очередную свою задачу – расширить поле национального искусства калмыков за пределы степной ойкумены. Как главный постановщик этно-балета в музыкальном оформлении постановки калмыцкой сказки он сделал ставку на молодого московского композитора, автора музыки к кинофильмам, спектаклям и артпроектам, продюсера Марата Файзуллина (родился в Уфе в 1982 г. – Ред.). Художником по декорациям и костюмам был приглашен заслуженный деятель искусств России, главный сценограф Кремлевского дворца Анатолий Нежный. Работы этого сценографа представлены на многих художественных выставках и в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Вахрушина.
Как сложится сценическая судьба этно-балета «Медноволосая девушка» на российской сцене – покажет время. Зрители же были просто счастливы видеть этот балет и аплодировать легенде калмыцкой хореографической сцены Петру Надбитову в дни его 85-летия.
Булгун Гаряева
Фото из архива редакции