Мы с интересом следили в сетях за перипетиями кинотеатра «Марат» в Иркутске. Потому что сразу обратили внимание, что его здание практически один в один похоже на наше, легендарного кинотеатра «Родина». Возмутило, что на судьбу культурного наследия иркутские власти обратили внимание только после обращения жителей города к президенту России.
Поистине неистребимо российское «Вот приедет барин. Барин нас рассудит», и в этой ситуации точнее цитаты из некрасовского стиха не найдешь. Здание в итоге спасли, в конце 2023 года завершился его ремонт, и культурный центр «Марат» открылся.
А мы решили поделиться с читателями своим исследованием вопроса – как связана история «Марата» и «Родины». Это, конечно, наша общая история культурного советского строительства. Оба кинотеатра внесены в список культурного наследия. Кинотеатр «Родина» в Элисте торжественно открылся 16 июля 1939 года демонстрацией фильма «Щорс» Александра Довженко (в «Википедии» указана дата первого упоминания «Родины», 1938 год, и это, вероятно, связано с началом строительства здания – Ред.). Кинотеатр «Марат» в Иркутске открыли 23 ноября 1939 года показом фильма «Ночь в сентябре» Бориса Барнета.
В информационных сообщениях об иркутской акции спасения исторического объекта городской архитектуры автором проекта здания указывается архитектор Борис Кербель. Архитектором аналогичного здания в Элисте все источники указывают Виктора Калмыкова (в некоторых СМИ Калмыкии ошибочно писали «М. Калмыков» – Ред.).
Судьба Виктора Петровича Калмыкова для культурологов в нашей республике может быть интересна в связи с проектами архитектора Джангара Пюрвеева. В открытом доступе есть сведения о творчестве В.П. Калмыкова, а вот о личной жизни мы нашли лишь то, что родился он в Ташкенте.
Виктор Калмыков закончил Московский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в 1930 году. В молодости Виктор Калмыков был ярким представителем советского архитектурного романтизма 1920-1930-х годов. Являлся членом Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) – последователей архитектора-рационалиста Н.А. Ладовского. Был одним из наиболее талантливых его учеников. Выступил автором утопического проекта города будущего в воздухе (проект «Сатурний», 1930). Калмыков предложил создать вокруг земного шара город-кольцо, поднятый в воздух и вращающийся по экватору со скоростью Земли.
В свои 22 года, через два года после известного «Города будущего» («Город на летающих путях сообщения») архитектора Георгия Крутикова, тоже выпускника ВХУТЕИНа, Виктор Калмыков разработал проект «Сатурний» и представил его в стенах альма-матер. Статуса дипломного проект не получил: учитывая скандальность защиты диплома Крутикова и его последующий разгром в прессе, а также наблюдая воочию, как развертывается ситуация вокруг проекта-утопии архитектора И. Йозефовича, Калмыков решил не рисковать собственным дипломом. Проект был представлен в институте в частном порядке – как проектная разработка факультативного характера, и данное обстоятельство спасло Калмыкова от многих осложнений. По своему содержанию «Сатурний» намного фантастичнее и проекта Йозефовича, и даже проекта Крутикова. Виктор Калмыков, ни много ни мало, создает проект поселения, расположенного на кольце, поднятом в воздух и опоясывающем собою всю Землю. Отсюда и название проекта: мировое кольцо Калмыкова сходно с кольцом Сатурна.
Кольцо Калмыкова должно было вращаться со скоростью вращения Земли, т.е. неподвижно висеть над экватором. На верхней стороне кольца планировалось устроить непрерывную полосу для взлета и посадки самолетов и других летательных аппаратов. Ниже – несколько ярусов жилых и общественных помещений, в том числе и консольно выдвинутых в стороны или подвешенных к кольцу снизу. Монтаж отдельных звеньев города-кольца должен был производиться дирижаблями. Не исключалась возможность иметь второе кольцо (через полюсы Земли), причем второе кольцо могло быть и перпендикулярно первому. Но такое не видится молодому архитектору чем-то уникальным: он сам пишет в комментариях к своему проекту о том, что количество колец можно для начала удвоить. Ну а далее – если довести проект до логического завершения – колец может быть все больше и больше.
После окончания ВХУТЕИНа архитектору пришлось спуститься на землю. Дальнейшее творчество Калмыкова носило более «приземленный» и вполне практичный характер, он работал архитектором, создал ряд политических плакатов. В 1934 году вместе с Я.А. Корнфельдом создал постконструктивистский проект кинотеатра «Родина».
Проект оказался настолько удачным, что позднее проекты кинотеатров стали для В.П. Калмыкова одним из приоритетных направлений его деятельности в качестве архитектора. Недавнему выпускнику ВХУТЕИНа суждено было стать главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в нашей стране на первом его этапе. Он стал архитектором Управления кинофикации при СНК РСФСР и был главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в СССР.
Именно Виктору Калмыкову принадлежит разработка концепции нового типа зрелищного сооружения, специально предназначенного для демонстрации кинофильмов, т.е. кинотеатра в современном понимании. Молодой архитектор всесторонне изучил лучший зарубежный опыт, ошибки и достижения киностроительства Западной Европы и США. Основными задачами проектирования были определены экономичность, функциональность, отказ от всего лишнего. Виктор Петрович считал, что «в каждом типовом проекте желательно иметь несколько вариантов фасадов», а поскольку здания кинотеатров в большинстве случаев представляют собой невысокие 2-3-этажные строения, то простая механическая увязка их с более высокими строениями невозможна.
Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 годы в различных городах СССР, 50 осуществлено по проектам Калмыкова. Наиболее известными его проектами стали такие кинотеатры как «Октябрь» (1937; Таганрог), «Родина» (1937; Орел), «Звезда» (1937; Тверь), «Родина» (1938; Москва), «Родина» (1938; Элиста), «Победа» (1938; Псков), «Октябрь» (1938; Смоленск), «Симферополь» (1930-е; Симферополь). Также по его проектам построены кинотеатры в Ворошиловске, Караганде, Риддере, Рязани и т.д. В 1941 году была издана теоретическая работа В.П. Калмыкова «Архитектура и проектирование кинотеатров».
Булгун Гаряева