Ну вот, кажется, отгремел «парточный» скандал, разразившийся после встречи Президента России Владимира Путина и Главы Калмыкии Алексея Орлова, в ходе которой была озвучена жалоба жительницы республики Ларисы Якуповой, во время «прямой линии» обратившейся к руководителю государства по поводу того, что ей порекомендовали купить парту для своего ребенка-первоклассника. Шум поднялся изрядный, практически на всю страну; проблема обнажилась со всей остротой. А она заключается в том, что «поборы» в школах и детских дошкольных учреждениях повсеместно приобрели хронический характер, и я уверен в том, что первопричина кроется не в педагогах-вымогателях, а в самой системе образования, сложившейся в новейшей России.

Как это ни печально осознавать, но, по официальным данным, в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование РФ в процентном отношении от валового внутреннего продукта находится на 98-м – 4,2 %. Далеко впереди Куба – 12,9, Лесото – 13, Молдова – 9,1, Кипр – 7,9, Норвегия, Финляндия, Бельгия, Киргизия, а также Гана, Йемен, Сенегал, Тонго, Гамбия. Всего – 97 стран. Зато позади – Тринидад и Тобаго, Венесуэла, Камбоджа, Антигуа и Барбуда.

Однако возвратимся в Калмыкию, от которой и пошли круги по «образовательской» тиши да глади. Как известно, Владимир Путин строго попенял Алексея Орлова за недостаток парт в школах, от чего на систему образования Калмыкии обрушились настоящие волны. В конце концов, выяснилась (хотя и не было ни для кого секретом), что так называемые «поборы» с родителей якобы носят хронический характер, причем, по всей стране.

За последний год 22 процента родителей столкнулись с незаконными требованиями руководства учебных заведений сдать деньги на различные нужды. Такие результаты опроса получил ВЦИОМ, сообщает РИА Новости. Однако две трети родителей, бабушек и дедушек учеников заявили, что администрация школ деньги у них не требовала. Тем, кто все-таки столкнулся с «поборами», пришлось сдавать наибольшие суммы на ремонт – в среднем около 900 рублей, а наименьшие – на  оплату работы уборщиц – в среднем 90 рублей.

К двадцати двум процентам, судя по всему, относится и руководитель пресс-службы регионального Общероссийского народного фронта Лариса Болдырева, выложившая в соцсети несколько странный пост (стиль и орфография сохранены):

«Вот кто [учительница] оказывается виноват в том, что школам не выделяют денег на покупку мебели… Я, конечно, понимаю, что в этой ситуации есть и ее вина – как руководителя учреждения, которая допустила поборы. Но ведь проблема гораздо шире. Зайдите в любую элистинскую школу, в любой класс, спросите: На чьи деньги куплены парты, двери, сделан ремонт? Уверена, что 90% всех ответов будут со ссылкой на родителей. И тогда получается, что увольнять надо не только этого директора… Но мне кажется, что этим проблему недофинансированности образовательных учреждений уж точно не решить».

Даже если допустить, что все это верно хотя бы наполовину, тогда возникает вполне резонный вопрос: раз такие безобразия давно были известны, то почему спохватились только сейчас, только после путинского вмешательства? Странно как-то получается: если бы не Якупова, если бы не Путин, если бы не Орлов, то все шло бы по накатанной колее?

Однако есть и прямо противоположные мнения, тоже из соцсетей.

«Хочу прокомментировать пост про то, где будто бы эксплуатируют родительский труд в разгрузке и сбору ученических парт. Это не наезд или негативная реакция на вас. Это обращение ко всем тем, кто любит жаловаться на учителя по любым случаям, пишет один из пользователей.

У меня есть сестренка, она пойдет 1 сентября в школу. Когда пришли парты для них, мой отец и я сами предложили помощь. Но вы, люди, которые по каждой мелочи сюда пишут, настолько осквернили слово «учитель», что они боятся лишний раз вам что-либо говорить. В итоге я наблюдал с отцом, как учителя (не только мужчины) разгружают около 200 парт, не забываем про стулья, доски.

Не буду начинать про то, как было около 10 лет назад; или берите ребенка на домашнее обучение, все вы прекрасно понимаете! И сейчас, благодаря вам, статус учителя и его значение не имеет такого уважения! Вы настолько стали жалкими, мелочными. Прошу извинения, если есть сумбур. Надеюсь, смысл сказанного понятен и автору раннего поста и всем остальным читателям».

В минувший понедельник по инициативе республиканского отделения ОНФ состоялось заседание круглого стола с участием заинтересованных структур, которых, создается впечатление, вызвали на ковер для публичной порки. Все вопросы касались материально-технического обеспечения школ.

Для чего проводилось это мероприятие, судить не берусь. Может, для отчета «наверх», для «галочки»? А возможно, для самоутверждения: взгляните, мол, какие мы всесильные? Ведь вопрос с партами, впрочем, как и с учебниками к тому времени был уже решен. Это подтвердили и в Минобрнауки РК. Замминистра Татьяна Питкеева сообщила, что к началу учебного года проблема с партами, как, впрочем, и с учебниками, с повестки дня будет снята.

В свою очередь, начальник отдела управления качеством общего образования Управления образования администрации г. Элисты Елена Ширипова пояснила, что в понедельник происходила очередная отгрузка парт, согласно заявке, сформированной еще в июле. Она подчеркнула, что была нужна ростовая мебель. Это стулья и парты с регулируемой высотой, то есть ее можно подгонять под рост ребенка. Именно здесь была зарыта собака: не хватало именно ростовой мебели. Сейчас КамАЗы регулярно подвозят ее; с первого по седьмой классы ученики будут обеспечены.

Что касается учебников, оказалось, и с ними разобрались, несмотря на то, что они чуть ли не каждый год меняются и не только по причине изношенности – создается впечатление, что учебные программы каждый очередной министр образования РФ подгоняет под себя, под свое видение учебного процесса. Следует учесть и то, что ежегодно количество учащихся в Элисте возрастает пример на 600 человек. Это в основном за счет приезжих из районов Калмыкии, а также соседних краев, областей, республик. 14 тысяч 840 детей должны принять школы города уже в этом учебном году.

На днях в интервью интернет-газете «Степные вести» премьер-министр республики Игорь Зотов сказал буквально следующее: «Что касается учебников, я убеждаю родителей в этом году их не покупать. Они все равно в школы поступят. Возможно, какая то часть придет с задержкой. По партам вы тоже историю знаете; потребность в них к 1 сентября будет закрыта. У нас есть районы, которые справились с этой проблемой самостоятельно. Глава республики, как мы знаем, решил этот вопрос не за счет республиканских средств, а за счет средств наших  крупных налогоплательщиков».

В свою очередь, министр образования и науки Калмыкии Николай Манцаев выразил несогласие по поводу используемой формулировки «принудительный сбор». Он пояснил: все, что связано с обеспечением учебного процесса по федеральному образовательному стандарту, оплачивается из бюджета, в том числе питание и безопасность детей в школе. Но если родители желают улучшить условия пребывания своего ребенка, то в этом случае должен быть заключен соответствующий договор. Это распространенная практика – перевод средств через банк. При этом, подчеркнул министр, и по расходу добровольных пожертвований школа должна публично держать отчет. Если же деньги заставляют сдавать, это незаконно.

Григорий Муджиков

Фото Николая Бошева