Эксперт Общественного штаба по наблюдению за выборами в Калмыкии Раиса Дякиева рассказала о предвыборной агитации в СМИ.
“Воздействие средств массовой информации на избирателей, на формирование их электоральных предпочтений, а также на то или иное их отношение к институту выборов как таковому трудно переоценить. Организации, осуществляющие выпуск СМИ, и журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию – они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах”, – отметила она.
Общественница рассказала, что СМИ необходимо руководствоваться нормативными актами при освещении подготовки и проведения выборов, взаимодействии с кандидатами и политическими партиями. По словам Дякиевой, эта концепция была реализована в связи с необходимостью адекватной реакции на проведение «грязных» предвыборных агитационных кампаний, «информационных войн».
“Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, ранее позволяло вести предвыборную агитацию под предлогом необходимости объективного информирования граждан. В рамках названной концепции федеральный законодатель впервые закрепил принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, а также свободу деятельности организаций СМИ, сетевых изданий по информированию избирателей”, – подчеркнула она.
Кроме того, общественница напомнила, что предвыборной агитацией считаются призывы голосовать за или против определенного кандидата, публичное выражение предпочтения кому-либо из кандидатов или выдвинувшей их партии, описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов.
Она также добавила, что к проведению агитации не допускаются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, а также члены органов управления организаций при исполнении ими должностных обязанностей, воинские части и учреждения, благотворительные, религиозные, иностранные и международные организации.
Не могут вести агитацию члены избиркомов с правом решающего голоса, иностранцы и лица без гражданства, представители СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности, несовершеннолетние, а также лица, в выступлениях которых судом установлены признаки экстремизма.
Напомним, президентские выборы в России назначены на 17 марта 2024 года. Агитационный период в СМИ начался 17 февраля – за 28 дней до основного дня выборов, и завершится 15 марта.
Проведение агитации в дни голосования избирательным законодательством запрещено.
Фото из соцсетей Общественной палаты Республики Калмыкия