История конкурса как цепочка случайностей в 2011 году
В школах Калмыкии, как и по всех регионах страны, завершается второй этап международного конкурса «Живая классика».
«Степные вести» побеседовали с филологом, заслуженным учителем Калмыкии Еленой Манджиевой. «Жюри отобрало трех лучших чтецов Элистинского лицея на третий муниципальный этап «Живой классики». Чтение Булгун Мухлыновой, Цаганы Салкиной, Оланы Лиджиевой заворожило лицеистов, педагогов своей проникновенностью, созданием декламацией литературных образов. Это были поистине лучшие чтения, – поддержала решение компетентного жюри Елена Куприяновна. – Выбор чтецов был очень широким, читали произведения как зарубежных, так и русских и калмыцких писателей: Михаила Зощенко, Антона Чехова, Дины Рубиной, Виктории Токаревой, Алексея Бадмаева и других. Все волновались, все прекрасно читали, и теперь весь лицей волнуется за победителей. Их ждет муниципальный этап конкурса.
Пожелаем им отваги и поблагодарим за замечательную работу наше ответственное жюри – актеров Национального театра им. Б. Басангова, наших литераторов».
Так завершился самый комфортный для участников и самый ответственный для педагогов учебных заведений этап конкурса. Теперь честь своего учебного заведения они будут защищать на муниципальном уровне конкурса.
«Живая классика» проходит в стране ежегодно уже 13 лет. А история появления проекта особая. Родился он из частной инициативы филолога Марины Смирновой, которая занималась организацией фестивалей. Однажды на курсах книжно-издательского союза в «Институте Гете» в Москве она услышала информацию о проведении чтецких конкурсов среди подростков в Германии и о том, как влияет это на популяризацию литературы и читательского круга детей. И в нашей стране проводятся чтецкие конкурсы, правда, к юбилеям или тематическим датам. А суть именно этих конкурсов – в чтении прозы, где ребенок увлечется сюжетом и будет в дальнейшем, исходя из приобретенного опыта, сам выбирать книги; подросток лично выбранную книгу читает подросткам; и главное – закрепить в рядах читающих двенадцатилетних подростков. Ведь, если дети этого возраста не начинают самостоятельно читать, то позже это будет сложнее. То есть этот возраст важно не пропустить.
Смирнову все это заинтересовало, задело, и, вернувшись в родной Санкт-Петербург, она вовлекла в идею проведения такого конкурса методистов-филологов Санкт-Петербурга. В конкурсе тогда участие приняли 20 000 детей. Затем идея благодаря цепочке случайностей масштабировалась – конкурс позвали на книжную ярмарку (мол, чтецы ваши – призы наши), директор всероссийского книжного союза Владимир Григорьев порекомендовал проект министрам культуры и образования: «Надо конкурс делать на всю страну». Министерства написали письма в регионы. В 2012 году в конкурсе приняли участие уже два миллиона школьников. Он стал международным, победителей определяют в «Артеке». И Марина Смирнова уверенно ведет свой проект в будущее.
Булгун Гаряева