С 1 июля во всех субъектах РФ заработают дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения. Процесс этот идет с декабря 2023 года, когда вышло Постановление правительства РФ № 2281.

Переход на дифтарифы – это очередная попытка государственной власти навести порядок в оплате льготных потребителей за энергию. Она преследует две цели: вывести на «чистую воду» лжельготников и остановить галопирующий рост перекрестного субсидирования.

Разберем все по порядку.

Для населения тарифы на электроэнергию на 30 % ниже, чем для промышленных потребителей. В последнее время электропотребление в домохозяйствах необъяснимо растет: если раньше на долю бытовых потребителей приходилось 16–17 % электропотребления, то сейчас эта цифра доходит до 19–20 % и стремится к новым вершинам. Возникает вопрос: за счет чего рост?

Российское население не становится ни многочисленнее, ни богаче. Даже если кто-то позволяет себе купить не один телевизор, а два, то это не может радикально повлиять на уровень электропотребления, тем более что производители давно уже научились выпускать энергоэффективные бытовые приборы и технику.

«Рост электропотребления никак не связан с ростом благополучия граждан, – констатировал председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный на расширенном круглом столе, посвященном дифференциации тарифов на электроэнергию для населения. – Среднее домохозяйство в России по-прежнему потребляет до 200 кВт∙ч электричества в месяц».

Однако на льготируемые тарифы для населения подсели те, кто не имеет на них права: подпольные майнеры, владельцы банных комплексов, слесарных мастерских, небольших металло- и деревообрабатывающих предприятий и т.д. К ним можно также добавить тех состоятельных граждан, которые, пользуясь социальными тарифами, освещают и отапливают свои дома-дворцы, бассейны и садовые дорожки.

Благодаря таким лжельготникам растет объем перекрестного субсидирования (ПС) в электроэнергетике. Рост «перекрестки» – очень опасное явление прежде всего для экономики того региона, где он наблюдается. ПС не обеспечивает социальной справедливости, поскольку размер субсидии пропорционален потреблению электроэнергии (а обеспеченные домохозяйства потребляют больше, чем семьи с низким уровнем дохода), зато снижает эффективность электроэнергетической отрасли, убивает честный малый и средний бизнес, который вынужден оплачивать субсидию лжельготникам из собственного кармана. Неслучайно в некоторых регионах цена электроэнергии для сельхозпроизводителей  стала достигать 9 руб. за кВт-ч, а остального малого и среднего бизнеса – 20 руб. за 1 кВт∙ч, что сопоставимо с ценами в Европе. Более того, лжельготники опустошают региональный бюджет, провоцируют повышение тарифов для всех жителей региона.

Государство работает над тем, чтобы система социальной поддержки стала более адресной и эффективной. Однако все предыдущие попытки навести порядок в тарифной сфере успеха не имели. Так, в 2013 году в отдельных субъектах Российской Федерации был запущен «пилотный проект» по внедрению социальной нормы потребления электроэнергии. Предполагалось, что к 2014 году соцнорма будет внедрена на всей территории страны. Не вышло: в настоящее время она применяется только в шести субъектах РФ – Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях.

Новая попытка достичь социальной справедливости  путем перехода от социального нормирования к дифференциации тарифов тоже столкнулась с немыслимыми преградами: во многих регионах власти установили такие нормы электропотребления для населения, которые никак «бытовыми» не назовешь.

Для удобства дифференциации выбраны три ценовых диапазона, в которых величина тарифа зависит от уровня потребления электроэнергии. В каждом диапазоне установлена максимальная граница потребления электроэнергии, после которой потребитель платит за кВт-ч уже по более высокой цене.

Как сообщил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев, большинство регионов не воспользовались предложенным инструментом в должной мере, выбрав такие диапазоны дифференциации, которые фактически сводят на нет все попытки навести порядок в тарифной сфере.

И если в ЛНР, ДНР, Калмыкии, Курской и Воронежской областях региональные власти провели глубокие расчеты и установили реальные ценовые пороги, то в Мурманской, Иркутской, Псковской областях и десятках других субъектов их сделали такими, чтобы не обидеть незаконных майнеров. В результате разница в диапазонах между регионами получилась огромная: в первом диапазоне она составляет в среднем 154 раза, во втором – 78 раз!

В связи с этим ФАС предложила ограничить максимальный уровень первого ценового диапазона объемом потребления 9250 кВт∙ч/мес.

Участники круглого стола также пришли к выводу, что нужна донастройка нормативной базы, а также доработка действующих методических указаний ФАС в части установления единого порядка расчета порога диапазонов потребления.

Фото: Яндекс.Дзен