Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН подготовил аналитический доклад по итогам 1 квартала 2024 г. и развития ВВП на последующие месяцы.

Бюллетень интересен тем, что дополнен анализом психологического состояния общества и прогнозом его динамики, выполненным специалистами Института психологии РАН и АННИО «Институт психолого-экономических исследований». 

Что происходит в экономике

Итак, в начале текущего года российская экономика продолжала демонстрировать высокие темпы роста, значительно превышающие ожидания и оценки потенциальных возможностей. По итогам 1 квартала, при потенциале роста в 3 – 3.5 % в годовом выражении, ВВП увеличился на 5.4 %. При этом экономический рост наблюдается в условиях наиболее жесткой за последние полтора десятилетия денежно-кредитной политики и постепенного исчерпания незагруженных производственных мощностей.

Это представляет собой определенный феномен, который еще предстоит осмыслить.

Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Основными факторами роста российской экономики остаются высокие государственные расходы, рынок труда, позволяющий удовлетворить спрос на рабочие руки, растущие зарплаты и продолжающееся импортозамещение.

Депрессия не ушла, но тревожность снизилась

Что касается психологического состояния общества, то, по данным мониторинга, проводимого Институтом психологии РАН, весной 2024 г. наметились позитивные изменения психоэмоционального состояния россиян.

Симптоматика депрессии сохраняется на прежнем уровне, но выраженность тревоги существенно снизилась: в конце мая 2024 г. доля респондентов, отмечающих у себя симптомы депрессии, составила 36 %, а респондентов, указывающих на симптомы трудноуправляемой тревоги, – 21 %. Впервые за два года тревога среди молодежи 18-24 лет вернулась к уровню, наблюдавшемуся до начала СВО.

Наиболее высокий уровень психологического благополучия отмечается в высокодоходных группах, среди активных телезрителей, а также среди россиян с низким уровнем образования, жителей малых городов и сел.

Ниже всего психологическое благополучие у молодежи 25-34 лет, жителей крупных городов и представителей низкодоходных групп. Причем среди россиян 24-35 лет и жителей городов с численностью жителей более 500 тыс. в два раза более выраженными, чем в среднем по выборке, оказались симптомы посттравматического стрессового расстройства.

Обеспокоенность за судьбу страны

Субъективные оценки внешней опасности, угрожающей России, весной 2024 г. снова выросли. В этих условиях психологическое благополучие поддерживается не только индивидуальными усилиями, но и групповыми механизмами: гражданской идентификацией, доверием к социальным институтам и верой в справедливое устройство российского общества – эффектами, которые политические психологи связывают со «сплочением вокруг флага при переживании военной угрозы».

От сверхпессимизма – к уверенному оптимизму

По данным экономико-психологического мониторинга АННИО «Институт психолого-экономических исследований» (ИПЭИ), первый квартал 2024 г. с точки зрения динамики экономических ожиданий населения характеризовался низким горизонтом планирования, связанным с ожиданиями существенных непрогнозируемых на уровне отдельного гражданина изменений после выборов Президента РФ. Во второй половине февраля наметилась тенденция перехода от сверхпессимизма в ожиданиях сначала к умеренному пессимизму, а затем к умеренному оптимизму (март-май) 2024 г.

Примечательно, что переход связан с восприятием сохранения стабильной социально-политической системы и ожиданиями кадровых обновлений в высших эшелонах государственного управления в России.

Никто не боится ни санкций, ни роста цен

Данные опросов, проведенных ИНП РАН совместно с ВЦИОМ весной 2024 года, показывают, что все экономические страхи ослабли. Страх последствий экономических санкций приблизился к минимуму за последние два года и волнует не более трети респондентов.

Страхи, связанные с ростом цен, традиционно входят в число самых массовых (70 % в апреле 2024 г.), однако их выраженность по сравнению с декабрем 2023 г. снизилась на 8 п.п. Обеспокоенность возможностью экономического кризиса и спада производства снизилась до уровня лета 2023 г. (53 %).

Наиболее оптимистичной в отношении материального благополучия собственной семьи остается возрастная группа 18-24 года, а в отношении будущего экономики страны – респонденты в возрасте 55+. Наиболее выраженным экономический пессимизм оказался среди работников коммерческого сектора, а также среди молодежной группы 25-34 лет, где каждый второй ожидает ухудшения экономической ситуации в стране в ближайшие 12 месяцев.

При этом наблюдается сильная поляризация оценок ближайшего будущего российской экономики среди молодых россиян: в возрастных когортах 18-24, 25-34 и 35-44 лет не ожидают изменений в лучшую или худшую сторону в ближайшие 12 месяцев лишь 16-21 %. Эта поляризация повышает влияние психологических факторов на экономическое поведение.

На потребительский спрос в 2024 г. будет влиять риск завышенных ожиданий со стороны одних (россияне 35-44 лет, жители малых городов, высокодоходные группы, бюджетники) и психологический трамплин потребления при неоправдавшихся пессимистических предчувствиях для других (молодежь 25-34 лет, жители городов с численностью 500-950 тыс., работники коммерческого сектора).

Непонятное завтра

По-прежнему высоким остается запрос на «понятное завтра»: лишь 29 % могут отчетливо представить себе будущее нашей страны через 5 лет. При этом результаты лонгитюдного исследования ИП РАН – ВЦИОМ, в котором участвуют одни и те же респонденты, показывают, что макроэкономический оптимизм растет быстрее, чем ожидания в отношении материального благополучия своей семьи.

Расхождение между макроэкономическим оптимизмом и сдержанной оценкой будущего материального благополучия своей семьи может быть связано с социальным сравнением в условиях отраслевых диспропорций в оплате труда, вызванных структурной перестройкой экономики.

Что на текущем этапе?

По итогам первых пяти месяцев 2024 г. наблюдается расхождение экономических ожиданий и образа желаемого будущего. Большинство участников мониторинга ИПЭИ ожидают, что начнет осуществляться инерционный сценарий социально-экономического развития, который, в случае совпадения этих ожиданий с практикой, будет воспринят как пессимистический.

Продолжается падение уровня доверия к государственным СМИ и информационному полю в целом. В этих условиях механизм доведения информации, способной скорректировать ожидания и поведенческие модели россиян, существенно ограничен. При видимом изменении подхода к информационной работе возможно изменение ситуации, начиная с августа 2024 г.