В Калмыкии с очередным просветительским визитом побывал директор Библиотеки тибетских трудов и архивов, расположенной в Дхарамсале, досточтимый геше Лхакдор. На протяжении 12 лет он возглавляет эту библиотеку – крупнейший научный и исследовательский центр по сохранению буддийского наследия Тибета, лично принимал участие в переводе и подготовке к изданию многих книг Его Святейшества Далай-ламы XIV. Он автор и переводчик множества статей, интервью и других публикаций о Тибете и буддийской культуре.
Авторитетному буддийскому ученому-философу присвоен целый ряд почетных званий. Геше Лхакдор – советник Института мудрости и сострадания в Лебралинге (Франция), почетный профессор кафедры психологии Делийского университета (Индия) и Университета Британской Колумбии (Канада), попечитель Фонда всеобщей ответственности, основанного Его Святейшеством Далай-ламой.
Напомним, впервые досточтимый геше Лхакдор приезжал в нашу республику в сентябре 2015 года по приглашению шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и принял участие в мероприятиях, посвященных 10-летнему юбилею главного буддийского храма республики.
Нынешний визит досточтимого геше Лхакдора хоть и выдался более кратким, но тоже был весьма насыщенным. До прибытия в Калмыкию он побывал в Краснодаре и Москве, где выступил с лекциями и провел семинары по философии и практике буддизма. В Элисте он тоже в течение трех дней в Центральном хуруле читал лекции по основам буддизма для верующих и мирян, выступил перед студентами Института калмыцкой филологии и востоковедения КалмГУ, Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой. Кроме того, он встретился с учеными Калмыцкого научного центра РАН и посетил недавно организованный Центр по развитию калмыцкого языка.
Перед отъездом геше Лхакдор провел пресс-конференцию, в ходе которой поделился с журналистами своими впечатлениями от пребывания в Калмыкии и дал ценные наставления.
– У меня очень плотный график, я очень занят на основной своей работе. Но в силу того, что меня всегда просят приезжать в Калмыкию шаджин-лама республики и монахи центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», а также постоянно зазывает в Россию общественная организация «Сохраним Тибет», я изыскиваю по мере возможности время для визитов сюда. Получается, что примерно один раз в год на несколько дней у меня получается приезжать в вашу страну.
С какой целью приезжаю? Я знаю, что сейчас в Калмыкии активно ведется работа по возрождению буддизма. Я считаю, что в современном мире людям, интересующимся учением Будды, необходима не просто вера в него – нужны истинные знания по буддизму. По возможности я делюсь этими знаниями с людьми. В особенности мне нравится общаться с молодежью. Я встречался с молодежной аудиторией в разных странах. О молодежи Калмыкии хотел бы сказать, что она очень открытая. Молодые люди находятся в начале своего жизненного пути, поэтому очень важно заложить в них правильные знания.
– Расскажите, пожалуйста, о подписанном соглашении о сотрудничестве между Библиотекой тибетских трудов и Калмыцким научным центром РАН.
– Это соглашение о намерениях, которое предполагает разные формы сотрудничества между нашими учреждениями. В частности, у руководства Калмыцкого научного центра РАН сразу возникла идея о проведении конференции на базе библиотеки в Дхарамсале с участием калмыцких ученых. Мы, конечно, поддержали это предложение. С одной стороны, ученые Калмыкии приедут к нам, поделятся своим опытом, а с другой стороны, они воочию увидят, чем мы занимаемся. Это будет обмен мнениями, который всем пойдет на пользу.
Отмечу в связи с этим, что до этого, несколькими годами ранее, мы заключили соглашение с Калмыцким госуниверситетом об обмене студентами. В результате этой программы в Дхарамсалу было отправлено две группы студентов для прохождения стажировки в Библиотеке трудов и архивов. Из их двух групп выделилась одна девушка, которая сейчас проходит обучение в Индии, уже года четыре там учится. То есть первые результаты сотрудничества уже есть.
Нас интересует не столько обмен какими-то вещественными ценностями, сколько обмен знаниями в плане сохранения собственной культуры, языка, традиций и т.д. Мы сейчас активно над этим работаем, у нас есть уже неплохой опыт в этой области. Например, в нашей библиотеке есть отдел по сохранению устной традиции. То есть мы берем какого-то носителя языка и традиций, желательно в возрасте, который рассказывает абсолютно все, что он помнит и знает. Ведется аудио-и видеозапись его рассказа для сохранения этой живой традиции.
Когда я рассказал об этом на встрече со специалистами Центра развития калмыцкого языка, наш опыт очень заинтересовал калмыцких коллег. Думаю, его можно было бы применить на практике здесь.
Также я считаю, что очень важно работать с молодежью в плане доступности для них двух видов образования. С одной стороны, это должно быть современное светское образование, и в принципе в Калмыкии достаточно высокий уровень такого образования. Я знаю, что ваша молодежь, получив дома отличные знания в школе, поступает затем в престижные отечественные и зарубежные вузы. Это очень хорошо, Калмыкии нужны высокопрофессиональные кадры в различных областях знаний.
С другой стороны, очень важно, чтобы эти люди были не просто интеллектуалами, но чтобы они очень хорошо знали свою собственную историю и культуру, традиции, обычаи своего народа и, естественно, буддизм как неотъемлемую часть калмыцкой культуры. Сейчас очень много умных людей, но очень мало умных и хороших людей. То есть для развития собственной нации необходимо действовать планомерно и как можно более объемно. Если вы будете прилагать усилия лишь очагово, в каких-то небольших моментах, то особо больших результатов это не даст. Для этого требуются соответствующие программы, комплексные и долгосрочные, возможно, имеет смысл создавать новые ученые заведения для того, чтобы дети получали двустороннее образование. В конечном итоге это позволит вырастить плеяду не просто хороших специалистов, но и достойных граждан, настоящих патриотов своей родины. Тогда у калмыков, действительно, есть шанс занять свою нишу в истории.
С другой стороны, если у вас будет все хорошо в плане сохранения культуры, традиции и религии, но при этом вас будет очень мало в количественном отношении, то толку от этого богатства немного. Поэтому необходимо повышение количества населения. А у вас такая удача – на правительственном уровне поддерживаются меры по улучшению демографии. Почему бы в калмыцких семьях не заводить больше детей? Конечно, для этого необходимы внешние факторы – наличие тех же детских садов, детских площадок и т.д. И в этом опять же государство должно сыграть решающую роль.
– Известно, что чуть более месяца назад в Дели состоялась встреча Его Святейшества Далай-ламы с группой российских ученых, посвященная теме “Природа сознания”. Как было отмечено, она должна положить начало многолетней международной конференции “Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых“. Вы случайно не присутствовали на этой встрече?
– Мне довелось участвовать в этой конференции. Я думаю, польза от этих встреч огромная. Суть ведь не в том, что встречаются представители науки и представители буддизма, а, в первую очередь, встречаются люди, выдающиеся мыслители как с одной стороны, так и с другой. Самое главное, особенно на начальном этапе, это налаживание простых человеческих отношений. Потому что если такие отношения налажены, в дальнейшем гораздо проще обсуждать какие-то профессиональные вопросы.
Подобного рода встречи Далай-ламы с представителями западной науки у нас давно проводятся. Уже издан ряд книг по результатам этих встреч, много видео записано, все это было в открытом доступе, и любой мог посмотреть , послушать эти беседы и получить необходимые знания.
Что в этих встречах между Его Святейшеством и российским учеными я заметил? В отличие от западных ученых, которые сразу в разговоре переходят к проблематике, их российские коллеги сначала излагают историю данной проблемы. В нашей буддийской традиции также уделяется большое внимание исторической линии преемственности. И в этом я нахожу большое сходство между российским научным подходом и буддийскими исследованиями.
Исторически буддизм для России не новое явление. В прошлом, на протяжении нескольких веков между царской Россией и феодальным Тибетом были тесные контакты, достигнув апогея во времена правления Далай-ламы 13-го и Николая II. То есть наши культуры давно знакомы друг с другом. Это раз. Два – это то, что здесь, в России, на государственном уровне буддизм признан традиционной религией. Три – помимо представителей традиционно буддийских регионов – Калмыкии, Бурятии, Тувы есть очень много последователей буддизма среди россиян других национальностей. Причем их интересуют не столько обрядовая сторона религии, а философия буддизма, то, как с помощью него можно управлять своим сознанием. Например, когда в прошлые мои приезды я посещал Московский государственный университет им. Ломоносова, где я читал лекции, всякий раз аудитории были заполнены до отказа. Студенты живо интересовались темой буддизма, задавали множество интересных вопросов и долго не хотели меня отпускать.
– Ваши лекции действительно очень увлекательные, причем как для взрослой аудитории, так и для молодежи. В своих выступлениях вы часто используете живые истории, притчи, легенды, которые украшают ваши выступления на публике. Как вы запоминаете такой большой объем информации?
– Я хорошо знаю английский, хинди, в последнее время активно использую русский язык и очень люблю читать. На всех доступных мне языках стараюсь в свободное время читать разнообразную литературу – по философии, логике, межличностным отношениям и т.д. Если вы придете ко мне домой, вы попадете в своего рода библиотеку. Основная статья моих расходов это покупка книг. И когда я нахожу в них интересные истории, близкие по духу к философии буддизма, говорю себе: о, эту историю можно применить к такой-то практике. Стараюсь запоминать такие вещи, чтобы потом использовать в общении со слушателями. Еще я люблю шутить на лекциях.
– Владеете ли вы какими-то техниками расширения объема памяти? Известно, что мантра Манджушри Ом-пара-база-нади является универсальным средством для совершенствования ума, но, может быть, вам известны еще какие-то методики? Могли бы вы дать рекомендации обучающимся, к каким источникам им обратиться для того, чтобы их мозг мог усваивать максимальный объем информации?
– На самом деле лучшей техникой для развития собственного ума является упорство. Если вы будете постоянно, упорно прилагать усилия для того, чтобы овладеть знаниями в определенной области, то рано или поздно вам это удастся. Раньше говорили «гениями рождаются», а сейчас говорят «гениями становятся». Современные ученые проводили исследование и доказали, что 98% успеха человека дает упорный труд и лишь 2% – задатки от рождения. Чем больше вы впитываете знания, чем больше стараетесь их получить, тем яснее становится ваше сознание, мощнее ум.
Есть примеры, которые я лично наблюдал, когда, к примеру, монахи в достаточно почтенном возрасте начинали учиться чему-то новому для себя, заниматься какими-то глубокими исследованиями, им поначалу было тяжело. Конечно, ум, память уже не те, что в молодости, но благодаря сильному желанию овладеть знаниями они в конце концов становились неплохими учеными.
Я убежден в том, что ребенка необходимо побуждать к учебе, поощрять его за малейшие успехи в овладении знаниями, а не говорить ему: «Какой же ты бестолковый, ничего у тебя не получается!» Вот этого ни в коем случае делать нельзя. Это подобному тому, что если человек начинает заниматься бегом, он много тренируется, пробегает ежедневно по несколько километров, то однажды он непременно пробежит марафон, хотя поначалу ему было трудно сделать даже несколько шагов. Главное – систематически заниматься.
Фото Дорджи Басаева