Любовь к детям, преданность своей профессии, честность и доброта – качества, которые мы хотим видеть в учителях своих детей. Человек, посвятивший себя этой благородной профессии, должен обладать высокой ответственностью и требовательностью к себе. Это образ настоящего учителя, который сложился в нашей стране с советских времен. Меняются времена, общество, дети и родители, меняется мир вокруг нас и даже профессиональные требования к учителю (помним об образовательных услугах). Не меняется только образ идеального учителя. Более того, они, учителя с большой буквы, есть в наших школах. И мы нашли для вас педагога, которого, ко всему перечисленному, отличают еще и неиссякаемый энтузиазм и самоотдача, постоянный творческий поиск, огромная душевная щедрость и готовность прийти на помощь школе, коллегам и ученикам в любую минуту.
60 лет труда, любви и отдачи
Сегодня Людмиле Илькуевой, учителю русского языка и литературы средней школы № 15 поселка Аршан, исполняется 79 лет. В свои годы ветеран труда России и Калмыкии, заслуженный учитель Калмыкии не думает о выходе на пенсию и продолжает успешно трудиться. Совсем недавно, в августе, коллеги и ученики поздравляли Людмилу Ботеевну с замечательным юбилеем – 60-летием педагогической деятельности.
За 60 лет она выучила несколько сотен мальчишек и девчонок. Многие ее воспитанники стали известными врачами и учеными, инженерами, строителями и учителями. Ее ученики живут и работают по всей стране.
Людмила Ботеевна начинала трудовую деятельность в Сарпинском районе. Создала и была первым руководителем школьного музея боевой и трудовой славы им. Эрдни Деликова, ныне это тот самый, известный всей республике народный музей в поселке Салын Тугтун, на родине трех героев. Учитель-методист высшей категории, она около 8 лет проработала в московской школе № 51, где за высокий профессионализм была отмечена благодарностью мэра Москвы. Работала учителем в Верхнеяшкульской школе-интернате. Многие годы и по сей день работает в МБОУ «СОШ №15» пригородного поселка Аршан.
За плодотворную яркую деятельность наша героиня отмечена многочисленными грамотами и наградами, среди которых особо отмечает медаль «За заслуги перед Республикой Калмыкия» и высокое звание заслуженного учителя Калмыкии.
Сегодня с утра «Степные вести» поздравили замечательного учителя так, как нас попросили читатели, ее выпускники 1990-х годов, и записали ее приветствие коллегам и ученикам. Накануне мы побывали в Аршане, чтобы поговорить с коллегами. Сама Людмила Ботеевна, которая, как подчеркивали в школе, всегда на трудовом посту, сейчас находится дома и из-за инфекции принимает поздравления только онлайн.
Когда вся жизнь наставника – яркий пример и ориентир
Татьяна Аринова, учитель английского языка, может долго говорить о коллеге, потому что Людмила Ботеевна – личность, которую характеризуют именно преданность профессии, высокое понимание профессионального долга и достоинство.
«Отдает себя профессии, не только учит и дает знания, но и воспитывает в детях личность. И она планирует свою работу таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти свое самовыражение. Это очень отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь. В самые сложные минуты она может помочь не только словом, но и делом. Мы это знаем, потому что она не раз нам помогала. И мы всегда брали и берем с нее пример как с человека старшего именно в работе, в жизненных ситуациях. Надо отметить, что Людмила Ботеевна всегда росла, постоянно развивалась. Она не просто учитель, она прекрасный организатор. Требовательный, стремящийся улучшить учебный процесс, внедрить новые технологии в обучение детей. Можно сказать, что ее жизнь, полная творчества, трудолюбия, для всех нас является ярким примером», – сказала Татьяна Владимировна.
Более 30 лет вместе с Л. Илькуевой проработала учитель математики с 46-летним стажем Сара Савкаева.
«С Людмилой Ботеевной мы работаем уже более 30 лет. Я знаю ее как опытного учителя, который всегда делится опытом, дает полезные советы. Она наставник, методист и очень грамотный филолог. Она всегда учила не только учеников, но и нас, – отмечает Сара Эрднеевна. – Я знаю ее и как хорошего друга, который всегда готов прийти на помощь в трудное время».
«Прежде всего, Людмила Ботеевна очень добрый и позитивный человек. Мы с ней подружились с первого дня знакомства. Она учитель с большой буквы. Много лет проработала завучем в 15-й школе, около 10 лет работала в московской школе, за что была награждена мэром Москвы. Главное в работе учителя – это ее ученики, их достижения и признание учениками своего учителя. Знаю, что Людмила Ботеевна до сих пор общается со своими учениками, в том числе и московскими. Она является примером и для нас, учителей со стажем», – рассказывает учитель английского языка Надежда Арнюдаева.
«Нужно большое мужество и сила, чтобы менять взгляды людей»
«В 1989 году, когда мы переехали с родителями в Аршан, Людмила Ботеевна приняла нас в свои теплые объятия. Приняла нас в 5-й класс. Через два года у нас будет 30-летие окончания школы. Тем не менее мы все равно общаемся, встречаемся. Каждый год поздравляем ее с днем рождения. Хочется пожелать, чтобы таких учителей, как Людмила Ботеевна, учителей своего дела, было больше. Чтобы нынешние молодые учителя опирались на опыт старшего поколения. Брали с них пример, ведь то, что заложено в нас в школе, мы и несем по жизни», – считает выпускница аршанской школы Виктория Булхукова.
Многие годы продолжают общение со своим учителем и ученики московской школы, где работала Л. Илькуева. Они тоже пишут ей свои трогательные поздравления и пожелания:
«Дорогая, любимая, терпеливая, добрая, милая воспитательница! Огромное спасибо за ваш труд, за вашу заботу. Спасибо за понимание в любую минуту, за помощь и ваши старания. Вы сделали большое дело, помогли родителям растить и воспитывать нас. Большое вам спасибо. Желаем вам крепкого здоровья и счастья, сил и удачи».
«Тот, кем я стал, во многом ваша заслуга. Именно вы заложили основу моих нынешних взглядов. За это я вам бесконечно благодарен. Есть вещи бесценные, и то, что вы дали мне, не имеет цены. Нужно большое мужество и сила, чтобы менять взгляды людей. И как же я счастлив, что повстречал вас. Спасибо большое за все, что вы дали!», – пишет выпускник московской школы №51.
Наказ отца «Эн кююкня сургуулинь бичя таслтн» мама выполнила
А вот что рассказала нам сама Людмила Ботеевна о выборе профессии, самых памятных моментах, о современных детях и о том, каким должен быть педагог:
«Родилась я в Сибири, в Новосибирской области. Окончила там 4 класса. В 1956 году наша семья вернулась на историческую родину, здесь через год мой отец умер, и мы с мамой и сестрами остались одни. Папа мой перед смертью наказывал маме: «Эн кююкня сургуулинь бичя таслтн» (Не прерывай учебу дочери, пусть выучится). Он очень хотел, чтобы я получила образование, и старенькая мама моя на свою колхозную пенсию в 18 рублей меня учила. Я закончила Оброченскую среднюю школу, теперь Кануковская, поступила в Ставропольский пединститут в 1962 году, а после 2 курса оформила индивидуальный план обучения и пошла работать. Так 19 августа 1964 года вышел приказ по Сарпинскому РОНО о моем назначении учителем, которому, образно говоря, я следую все эти годы. Я создала свою семью, у меня 3 детей, 6 внуков, дождалась правнуков. Я счастливый человек! Считаю, что состоялась в профессии, не обманула надежды своих отца и матери.
Я с детства мечтала быть учителем. Может, потому, что у меня была потрясающе красивая учительница – Лидия Николаевна Толстых. Добрая очень. Я хотела быть как она. Я много и запоем читала. Литература была моим любимым предметом в школе. Сочинения писать не составляло труда.
Русский язык, как все языки мира, интересный язык. Я до сих пор открываю для себя в нем все новое и новое, и раз за разом убеждаюсь, как мало я его знаю.
Помню первый урок: мне 19 лет, передо мной 8 класс, им по 14-15 лет. Растерянность, чуть ли не паника. Но я очень готовилась к уроку, план продуман. Очень боялась опозориться. Каким-то усилием воли взяла себя в руки, как сейчас бы сказали, «включила учительницу», начала урок. Испытание прошла. Дети во мне увидели что-то от учителя и приняли меня, за что я им и сегодня благодарна. Так что первый рабочий день был нелегким в эмоциональном плане. Но у меня была мощная поддержка в лице моего учителя математики Шабунина Николая Владимировича, тогда он уже стал директором. Он очень помогал советами.
«Уважать должен учитель своего ученика! – на том стою»
… Самое трудное в учительской работе – познать ребенка. Каждого! А их в классе… Когда ребенка поймешь, его уровень интеллекта, его возможности физические и моральные, его предпочтения и желания, то донести до него знания – это дело техники, компетенции учителя.
Педагог должен прежде всего уважать своего ученика! Видеть в нем личность! Видеть в нем сотрудника, с которым ты делаешь одно дело. Только один учит, другой учится, но дело одно: научить, научиться! Можно еще и высокопарное сказать: должен любить, но это сугубо индивидуально. Уважать должен учитель своего ученика, какой бы тот ни был! Моя позиция, на которой я стою. Педагог должен быть честным с детьми, всепрощающим, помнить – это дети».
Я занимала и административные должности, поэтому насчитала всего 6 выпусков. По большому счету, горжусь всеми своими учениками. На моей памяти нет ни одного из них, кто бы пошел по кривой дорожке. Все живут достойно, строят карьеру, семьи, воспитывают детей и внуков. Имеют звания, ученые степени. Уважаемые люди. Это ли не повод для гордости за них!
Но с безграничной скорбью я вспоминаю моих учеников: Василия Азыдова, который в 26 лет погиб, выполняя свой служебный долг в правоохранительных органах, и врача Шовунова Владимира Алексеевича, безвременно ушедшего из жизни. Скорблю – и безмерно горжусь, что они были моими учениками…
Вы спрашиваете о самом интересном случае в школьной жизни, их было немало. Но всегда помнится поездка по местам боев 110-й ОККД, мое выступление в станице Раздорской 9 мая 1985 года. Весь совет музея имени Эрдни Деликова был в этой поездке. Создателем и руководителем музея была я. Наш музей занял 1 место в республике, и мы с Валей Манджиевой, моей ученицей и председателем совета музея, принимали участие в научно-практической конференции в Советском комитете ветеранов войны в Москве. Столько встреч с интересными людьми было! Сам Маресьев выступал и награждал, были в гостях у Буденных, совершили марш-бросок по местам боев на Наро-Фоминском направлении. В общем, было очень интересно и познавательно.
…Сегодняшние молодые педагоги, конечно, отличаются от нас. Прежде всего, своей уверенностью, желанием все познать и постичь. Тем более что сегодня информационно-технологические возможности огромны. Они легко оперируют интернет-ресурсами, им многое дано в помощь в методическом плане. Твори, выдумывай, пробуй, адаптируй под себя все, что для тебя создали ученые, учителя-методисты.
А вот дети… Несмотря на то, что сегодняшние школьники очень продвинутые ребята, все при гаджетах (я часто обращаюсь к ним за помощью), дети остаются детьми: откликаются на добро так же, как и 60 лет назад, обижаются и плачут, когда им больно, радуются, когда их хвалишь. Ребенок – всегда ребенок».
Вот как ответила моя собеседница на вопросы о школе будущего и главной учительской награде.
– Школа будущего должна готовить разноплановых, счастливых, готовых ко взрослой жизни людей. Школа будущего – это дом, куда с радостью бежали бы дети.
– Какая самая ценная награда для педагога?
– Для меня как учителя самая ценная награда – уважение моих учеников. Большего мне не надо. Если я их чему-то хорошему, полезному научила, то я не зря прожила свою жизнь. А как специалист я очень дорожу своим званием «Учитель-методист».
Видео: Виталий Катышкин
Фото: из архива Л. Илькуевой, выпускников школы №15 пос. Аршан.