В ближайшее время из-за дефицита электроэнергии в ряде регионов России официально будет запрещен майнинг криптовалют. Об этом вчера на полях форума «РБК Tech-2024» сообщил замминистра энергетики Евгений Грабчак.

Этим летом в России был принят закон, закрепляющий порядок и условия ведения майнинговой деятельности.  С 1 ноября 2024 года он вступает в силу. По закону, заниматься майнингом имеют право российские юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), включенные в реестр Минцифры РФ. Граждане, не оформленные как ИП, смогут “майнить крипту” без включения в реестр, если не превышают установленные правительством РФ лимиты энергопотребления. Юрлица и ИП, в свою очередь, будут вправе осуществлять деятельность оператора майнинговой инфраструктуры после включения в реестр таких операторов, который также будет вести Минцифры.

Отличительной чертой закона является то, что кабинет министров имеет право запрещать майнинг в отдельных субъектах РФ по своему усмотрению (поправки в закон «Об электроэнергетике»), а также определять порядок и случаи введения таких ограничений. Вот о применении этого права «в некоторых регионах» и заявил замминистра.

Речь идет о  Дальнем Востоке, юго-западе Сибири и  Юге России. Они уже являются дефицитными зонами с точки зрения электрообеспеченности. «Там мы не можем большие мощности никому дать в перспективе до 2030 года», – пояснил представитель Минэнерго.

Вернее, никакие мощности дать не можем – ни большие, ни маленькие. Более того, для южных субъектов, например, в рамках подготовки к зимнему сезону 2024-2025 годов Россия даже запросила у Азербайджана и Грузии рассмотреть возможность импортировать электроэнергию в объеме 600 МВт в случае аварийных режимов в ОЭС Юга.

Как отмечают энергетики, в последние годы пики электропотребления на Юге превосходят все исторические максимумы.

Летние массовые отключения потребителей, произошедшие в Объединенной энергосистеме Юга, заставили руководство энергетического ведомства и его подразделений ужесточить меры и подходы к повышению надежности и безопасности энергоснабжения промышленных предприятий и населения. Однако развитие одного из главных пожирателей электричества – майнинга может помешать стабилизации ситуации.

На Юге страны дефицит энергии не только традиционен, он связан также с тем, что все больше электричества требуется для обеспечения мирной жизни на освобожденных в ходе СВО территориях.

В этих условиях приходится выбирать: или люди, или майнинг.

Надо добавить, что майнинг является неотъемлемой частью цифровизации экономики и развития искусственного интеллекта, которые представляют собой крайне энергоемкие сферы. Поэтому замминистра был задан вопрос: не придется ли принудительно тормозить развитие искусственного интеллекта и цифровизацию экономики в России из-за нехватки электроэнергии? Может быть, следует увеличить выработку электроэнергии для нужд цифровой экономики?

На это предложение Е. Грабчак ответил: «Чтобы кому-то дать, надо у кого-то забрать. Это первое. Второе. Минимальный инвестиционный цикл в электроэнергетике (на строительство тепловых электростанций – ред.) составляет 5 лет. Хотим более эффективную генерацию, например, атомную, – потребуется 10 лет. Хотим еще более эффективную и безопасную, например, гидро, – надо 12–13 лет. Это срок строительства электростанций. Раньше не можем».

В переводе на понятный язык это означает: увеличивать выработку будем, но реальные потребители – в приоритете.