Человек, который всем сердцем любит свою профессию, родную республику и ее жителей – так отзываются о замечательном учителе, супруге, маме и бабушке Александре Владимировне Оргаевой.
Отличник просвещения РФ, ветеран педагогического труда, лауреат премии «Келни билг» уже 46 лет работает учителем калмыцкого языка и литературы в Яшкульской многопрофильной гимназии им. Е.К. Хаглышевой.

Наша героиня родилась в Сибири, в совхозе Учум Ужурского района Красноярского края. Вернувшись на родину, закончила Цаган-Нурскую среднюю школу им. Героя Советского Союза Н. М. Санджирова. Учиться после школы пошла не сразу. Умер отец, и мама осталась одна с 7-ю детьми. Работала, помогала ей по дому и хозяйству вместе со старшим братом. В университет поступила в 1973 году. Училась на кафедре калмыцкого языка и литературы филологического факультета Калмыцкого госуниверситета. После окончания вуза вышла замуж и переехала к мужу в Яшкуль. Вырастили двоих детей – дочь и сына. Сейчас своими успехами и достижениями их радуют семеро внуков.
– В семье нас семеро детей. Родители поженились в 1939 году. Уже через неделю после свадьбы отца призвали в армию. Наш папа, Владимир Дорджиевич Балтыков, проходил службу в рядах Красной армии в Белорусском военном округе и сразу оттуда, в самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен на Юго-Западный фронт. Воевал в составе 705-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии на должности помощника командира. Летом 1943 года участвовал в крупнейшем в военной истории сражении на Курской дуге. За мужество и отвагу был награжден двумя медалями «За отвагу». Мама, Булгун Ильдыковна, дожила до ста лет. Умерла она три года тому назад. Во время войны, как и тысячи мирных жителей, рыла траншеи и окопы на Донском и Сталинградском оборонительных рубежах. На ферме Лиджин Худг в селе Цаган-Нур Октябрьского района располагался госпиталь, куда привозили раненых солдат. Местные женщины стирали бинты, ухаживали за солдатами. Уже после войны, когда там организовывали братскую могилу, она, будучи очевидцем, указывала место захоронения погибших солдат. Сейчас на той ферме никто не живет, но памятник стоит, и за ним ухаживают наши однохотонцы.

Учитель – это призвание и образ жизни
– Александра Владимировна, профессия учителя – это была ваша мечта или призвание?
– С этим связана интересная история из моего детства. Наш папа один раз в месяц уезжал по работе в районный центр. Тогда наш совхоз относился к Юстинскому району. Отец был коммунистом, и у них проходили партийные собрания, куда они ездили на бортовой машине. И каждый раз, возвращаясь домой, он привозил нам книгу. Как раз в 1963 –1964 годах начали печатать различные произведения калмыцких писателей: повести, рассказы, романы. И вот каждый вечер мы собирались семьей и читали. Папа доставал с верхней полочки завернутую в газету книгу, открывал ее, убирал закладку и говорил: «Умш, Шура» («Читай, Шура»). И я читала на калмыцком языке. Когда он видел, что я устаю, он говорил сестренке: «Катя, нар. Катя, умш» («Катя, иди сюда. Катя, читай»). Все братья и сестры, мои гагашки (тети) тоже сидели и слушали. А потом мы обсуждали эту книгу. И вот сейчас я думаю, что любовь к родному языку, желание стать учителем у меня появились тогда в семье. Эти ежедневные семейные чтения, видимо, и зародили любовь к тому, чтобы учить и знать свой родной язык. Мой отец хотел, чтобы я стала медсестрой. Он часто болел и говорил: «Станешь медсестрой и будешь мне уколы делать». А я про себя думала, что буду учителем. И я стала учителем!
Любовь к профессии и родному слову передалась будущему педагогу и от замечательных сельских учителей Максима Дертеевича Оконова и Эренджена Хазыковича Мутляева. Они были настоящими хранителями языка, традиций и культуры народа. Сегодня, спустя четыре десятилетия преподавательской деятельности, она с гордостью продолжает их дело и передает все свои знания молодому поколению. А еще руководит школьным фольклорно-этнографическим музеем, где дети занимаются исследовательской работой, проводятся внеурочные занятия, творческие встречи и вечера. Как раз в эти дни в музее проходят экскурсии, приуроченные ко Дню защитника Отечества.
Самая ценная награда – это успехи наших детей

За годы работы Александра Владимировна воспитала не одно поколение талантливых и одаренных детей. Она дала путевку в жизнь пяти выпускам школьников. И многие из них также выбрали для себя делом всей жизни профессию учителя.
– В 1979 году директор Яшкульской школы Иван Церенович Сангаджиев дал мне в руководство 4-й «А» класс, где было сорок три ученика. Этот выпуск у меня был самый незабываемый. Когда я зашла к ним в класс, все ученики почему-то были взъерошенные. Наверное, после перемены! Я никогда не забуду их глаза: пытливые, нетерпеливые, вопросительные и любознательные. В этом классе в последующем было три медалиста. Ребята были очень хорошие и дружные. Мы работали и на сакмане, и в летнем трудовом лагере. Еще работали в лесхозе. Выезжали в 4 часа утра на бортовой машине за десятки километров и собирали семена джузгуна и песчаного овса. В 9-м и 10-м классах один раз в неделю девочки работали на меховой фабрике, а мальчики в сельхозтехнике. Вот такая была трудовая, веселая, полная добрых приключений жизнь. Я горжусь всеми своими выпускниками. Сейчас они состоявшиеся в жизни, самодостаточные люди. Эти дети утвердили меня в моем выборе стать учителем. Их доброе отношение ко мне не оставило у меня никаких сомнений.
– По вашему мнению, какая самая ценная награда для учителя?
– Самая ценная награда, я думаю, это успехи наших учеников. Если они успешны, если они конкурентоспособны, если они могут найти креативный выход из любой ситуации, если они достойные люди нашего общества. И я всегда про себя думаю: не зря я выбрала профессию учителя. Мои выпускники сейчас – это учителя, врачи, юристы, сотрудники силовых структур, управленцы и многие другие. Вот это наша награда! Награда учителю за наш нелегкий труд. Поэтому меня больше всего радуют успехи наших детей, наших выпускников. Они успешны, и мы счастливы!
– Александра Владимировна, вы уже больше 40 лет проработали в сельской школе. Здесь ваша семья, родные и любимые ученики. Почему важно жить и работать на родной земле?
– У калмыков есть пословица: «Төрскн һазр – төрл эк мет, хяр һазр – хөөт эк мет». Пословица переводится так: «Родная земля – это мама родная, а чужая земля – это мачеха». Мне кажется, каждый человек должен отдать свой сыновний долг этой земле. И поэтому, я думаю, надо жить и работать на своей земле, быть полезным. То есть, как говорят: «Где родился, там и пригодился!».