Анонсируя заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», которое состоялось сегодня, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков отметил, что Владимир Путин выступит на нем с «очень важной» речью. «Действительно, готовится очень важное, традиционно интересное выступление на Валдайском форуме», – сказал он журналистам.
Естественно, после такого заявления все, или почти все, журналисты и политологи навострили «ушки на макушке», ожидая, что на встрече заранее запланирован вопрос о предстоящих выборах главы государства; будет ли сам Владимир Владимирович выдвигать свою кандидатуру на этот пост. Я, откровенно говоря, об этом и думать не смел: Путин всегда держит интригу до самого конца, и не было предпосылок того, что он изменит своему правилу на этот раз. Так, собственно говоря, и случилось.
После окончания эфира итоговой пленарной сессии под названием «Мир будущего: через столкновение к гармонии» укрепилось мнение, что Владимир Путин, отвечая на вопросы присутствующих, был предельно откровенен.
К слову, в этом году заседание клуба собрало более 130 участников из 33 стран мира. Вместе с главой Российского государства в итоговой пленарной сессии приняли участие бывший президент Афганистана Хамид Карзай, научный директор Норвежского Нобелевского института Асле Тойе, председатель совета директоров компании «Алибаба-групп» Джек Ма.
Естественно, особая роль была отведена взаимоотношениям США и России, и это естественно: весьма холодные международные отношения между нашими странами вызывают в последнее время немалые опасения, если не сказать больше – тревогу.
«Военно-стратегическая ситуация в мире фундаментально меняется, уже изменилась. Это и высокоточные неядерные вооружения, это и противоракетная оборона, и даже кибер-, которая тоже сегодня рассматривается как сфера ведения войны. Но вместо выработки концепции новой международной стратегической стабильности и вместо той эволюционной адаптации прежних правил контроля над вооружениями к новой ситуации, мы, к сожалению, сегодня наблюдаем просто разрушение прежних правил без выработки каких-то новых, – говорил Владимир Путин. – Мир вступил в эпоху стремительных перемен. Реальностью, обыденностью становится то, о чём ещё совсем недавно говорили как о фантастике, как о чём-то несбыточным. Качественно новые процессы одновременно разворачиваются во всех сферах. Напряжённая динамика общественной жизни разных стран, технологическая революция – всё это переплетается с изменениями на международной арене. Обостряется конкуренция за место в мировой иерархии. При этом многие прежние рецепты глобального управления, преодоления конфликтов и естественных противоречий уже не годятся, часто не срабатывают, а новые ещё пока не выработаны.
Разумеется, интересы государств далеко не во всём совпадают. Это нормально, естественно, так было всегда. У ведущих держав разные геополитические стратегии, видение мира. Такова неизменная сущность международных отношений, построенных на балансе взаимодействия и конкуренции.
Правда, когда этот баланс нарушается, когда под вопрос ставится соблюдение и даже само наличие общепринятых правил поведения, когда свои интересы продавливаются любой ценой, противоречия становятся непредсказуемыми и опасными, приводят к жёстким конфликтам. <…>
Такой вот пример – клинч вокруг Корейского полуострова, наверняка вы об этом тоже много сегодня говорили. Да, мы, безусловно, осуждаем ядерные испытания, проводимые КНДР, полностью выполняем при этом все решения в отношении Северной Кореи, принятые в рамках Совета Безопасности ООН, – я хочу это подчеркнуть, коллеги, чтобы здесь не было никакого двойного толкования: мы выполняем все решения Совбеза ООН. Но решать эту проблему, безусловно, нужно путём диалога, а не загонять Северную Корею в угол, не угрожать применением силы, не опускаться до откровенного хамства и ругани. Нравится это или не нравится, нравится кому-то северокорейский режим или не нравится, нельзя забывать, что Корейская Народно-Демократическая Республика – это суверенное государство.
Далее президент привел в пример Испанию, где политическая ситуация с желанием Каталонии выйти их состава государства и обрести самостоятельность не сулит ничего хорошего.
– В ситуации с Каталонией мы увидели единодушное осуждение сторонников независимости Евросоюзом и целым рядом других государств. Вы знаете, в этой связи не могу не отметить: раньше надо было думать об этом. Что, никто не знал о подобных, длящихся веками, противоречиях внутри самой Европы? Знали ведь, правда? Знали. Однако в своё время фактически приветствовали распад целого ряда государств в Европе, не скрывая радости по этому поводу.
Напомню, что когда Крым, например, так же объявил о своей независимости, а затем и в результате референдума о присоединении к России, вот уже почему-то это не понравилось. А теперь вот, пожалуйста, – Каталония. В другом регионе – Курдистан. И это, может быть, ещё далеко не исчерпывающий список. И возникает вопрос: а что мы будем делать, как к этому относиться?
Подобные, как мы говорим всё время, двойные стандарты – вот ярчайший пример двойных стандартов – таят в себе серьёзную опасность для стабильного развития Европы и других континентов, для продвижения интеграционных процессов в мире. <…>
Далее президент подчеркнул, что западные партнёры, в свое время разделив геополитическое наследие СССР, уверовали в собственную неоспоримую правоту, объявив себя победителями в «холодной войне», стали открыто вмешиваться в дела суверенных государств, экспортировать демократию, так же как в своё время советское руководство пыталось экспортировать социалистическую революцию по всему миру.
Мы столкнулись с переделом сфер влияния и расширением НАТО. А самоуверенность всегда оборачивается ошибками. Итог печален. Это потерянные два с половиной десятилетия, множество упущенных возможностей и тяжёлый груз взаимного недоверия. Глобальный дисбаланс при этом только усилился.
Здесь я несколько прерву изложение услышанного, а вернусь к выступлению председателя совета директоров компании «Алибаба-групп» Джека Ма, который преподал урок неординарного мышления и глобального видения дальнейшего развития человечества.
В 1995 году, когда начался интернет-бизнес в Китае, меня пригласили присоединиться к группе экспертов в области IT и провести обсуждение в Пекине, рассказывал он. Там было примерно 20 человек, мы сидели в помещении и обсуждали, каким ужасным будет интернет, о чём стоит беспокоиться, какие нужны средства политики для этого. Мы целый вечер обсуждали обеспокоенности относительно интернета и его развития. Сегодня, спустя 20 лет, те вещи, о которых мы беспокоились, не случились, а те вещи, о которых мы не знали, как раз произошли, рассказывал он.
Я благодарен тем обеспокоенностям, поскольку именно поэтому у «Алибаба» появилось столько возможностей. Мы так быстро росли за последние 18 лет. Сегодня мы создаём более 33 миллионов рабочих мест для Китая, и наши продажи в прошлом году превысили 550 миллиардов долларов США. Это происходит потому, что, когда люди обеспокоены чем-то, мы пытаемся найти способ, как унять эти обеспокоенности.
Вчера, когда я общался с молодыми людьми в Московском университете, я прекрасно понимал, что они делают всё возможное, для того чтобы найти решения для будущего. Доверяйте молодым людям, доверяйте нашему будущему. Молодые люди никогда не беспокоятся о будущем. Во всех университетах, в которых я был, в которых я выступал, я понимал, что молодые люди не беспокоятся о будущем. Они беспокоятся за нас, они беспокоятся из-за тех глупостей, которые совершаем мы.
Я работаю в компании «Алибаба». У нас 60 тысяч прекрасных молодых людей со всего мира, из всех стран. Для того чтобы идти вперёд, нужны им глупые лидеры? Для этого нужно всего лишь быть оптимистами и всегда пытаться находить решение для будущего и для завтрашнего дня. Именно так мы работаем с умными людьми.
Я хочу сказать, что каждое правительство должно уделять особое внимание образовательной системе в течение последующих 30 лет. Мы беспокоимся о технологии данных и о цифровых технологиях. Именно они могут стать решением, чтобы помочь разрешить проблемы устойчивого развития и инклюзивности.
Люди говорят о цифровой эпохе, об информационных технологиях. Я бы сказал, что мир переходит от IT к цифровым технологиям. Сейчас как раз пришло время данных, и цифровая эпоха – это обновлённая версия информационных технологий, а данные совершенно отличаются от IT.
IT-технологии делают нас более сильными, а технологии данных позволяют расширять возможности других. С помощью IT‑технологий мы боремся за знания, а технологии данных позволяют нам укреплять нашу мудрость. IT‑технологии позволяют наращивают мускулы, а технологии данных позволяют нам наращивать наш мозг. IT‑технологии позволяют нам лучше узнавать мир, а технологии данных позволят самому человеку становиться лучше.
Люди спрашивают: в чём разница между чем‑то умным и мудрым? Умные люди знают, чего они хотят, а мудрые люди знают, чего они не хотят. Именно в этом мы убеждены. Технологии данных – это то, как человек себя ведёт. Изучая поведение человека, мы сможем понять лучше самих себя. А когда мы это сделаем, мы сможем понимать то, чего нам не нужно, то, чего мы не хотим, подчеркнул господин Ма.
Далее Президент России отвечал на вопросы присутствующих, со знанием дела оперируя цифрами и фактами. В частности, он дал четкий сигнал, что Россия, несмотря на санкции и охлаждение отношений с западными государствами, не намерена отгораживаться от мира и готова к диалогу с Западом для нормализации экономических отношений, передает телеканал «Россия 24». Он также сказал, что РФ настаивает на продолжении переговоров по сокращению ядерных арсеналов и готова к предметному разговору по ядерному разоружению.
По мнению президента России, однополярный мир показал свою неэффективность. «Подобная неустойчивая конструкция доказала свою неспособность эффективно бороться с такими подлинными угрозами как региональные конфликты, терроризм, наркотрафик, религиозный фанатизм, шовинизм и неонацизм, – считает Путин. – Ведь по своей сути однополярный мир – это апология диктатуры, и над людьми, и над странами. <…>
Создалось впечатление, что так называемые «победители» в «холодной войне» решили «дожать ситуацию», перекроить весь мир исключительно «под себя», под свои интересы. И если сложившаяся система международных отношений, международного права, система сдержек и противовесов мешала, то ее тут же объявляли никчемной, устаревшей, подлежащей немедленному сносу. Так ведут себя нувориши, на которых вдруг свалилось огромное богатство: мировое лидерство. И вместо того, чтобы им грамотно, аккуратно распорядиться, в том числе, и в свою пользу, просто наломали дров», – добавил он.
По мнению Путина, все технологии управлением международными процессами, которые используют США, в том числе, санкционное давление, принесут обратный эффект. «Мы же видим, что происходит, когда политика опрометчиво смешивается с экономикой. А логика целесообразности уступает место логике противостояния, даже если она вредит собственным экономическим позициям, интересам бизнеса. Совместные экономические проекты, взаимные инвестиции объективно сближают страны, помогают амортизировать текущие проблемы в межгосударственных отношениях. Однако сегодня глобальное деловое сообщество подвергается беспрецедентному нажиму западных правительств», – считает он.
По его словам, санкции фактически работают против США. Они подрывают основы мировой торговли, правила ВТО, принципы незыблемости частной собственности и либеральную модель глобализации, основными сторонниками которой и являются страны Запада.
Что касается Крыма, напомнил глава государства, то решение о проведении референдума принималось легитимным парламентом полуострова. Российский лидер, прежде всего, напомнил о прописанном в ООН праве наций на самоопределение. «В Крыму люди провели референдум. Ведь не просто так мы в России заявили о том, что прошел референдум. Решение о проведении референдума принял абсолютно легитимный представительный орган власти Крыма — парламент, избранный, кстати говоря, по украинскому закону еще несколько лет назад, до всех этих тяжелых событий», – сказал он. «А потом на основе этого референдума Крым, так же как и Косово, принял декларацию о независимости и обратился к России с просьбой принять в состав российского государства», подытожил президент РФ.
Прозвучало еще немало вопросов, на которые были озвучены исчераывающие ответы.
Завершая пленарную сессию форума «Валдай», модератор дискуссии Федор Лукьянов отметил, что участники клуба в этот раз не задавали вопрос, который раньше часто звучал, – собирается ли Путин выдвигать свою кандидатуру на выборах президента. На это Путин в шутку заметил: «Нам пора заканчивать».
Лукьянов в свою очередь добавил, что Валдайский клуб с трудом себе представляет, как же будет заседать, если Путин примет «другое решение», подразумевая отказ Путина от участия в выборах в марте 2018 года. По его словам, Путин уже стал талисманом клуба и без него будет тяжело.
«Это не значит, что вы меня не будете приглашать? Или сразу же меня снимете с довольствия, как солдата, который демобилизовался?», — ответил на это Путин, чем вызвал смех в зале.
Григорий Муджиков
Фото: kremlin.ru и valdaiclub.com