«На судьбу не жалуюсь. Считаю самой высокой наградой – ЖИЗНЬ», – сказал много лет назад рядовой Великой Отечественной войны Гаря Бадмаевич Хохолов в интервью журналисту Нарану Илишкину.
За этой скупыми словами – мужественная и горькая, стойкая и оптимистическая судьба солдата Победы. Честная и жестокая, как история войны в романе «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
В 1942 году 18-летний Гаря Хохолов, уроженец Лаганского района, был призван на службу в учебном батальоне стрелковой дивизии под Астраханью. Через полтора месяца их спешно отправляют (шли пешком по ночам почти неделю) на левый берег Волги, а затем переправляют в Сталинград. Ожесточенные бои идут уже в центре разрушенного города.

Дом 3-б, из-за выгодного расположения, был выбран командованием как опорный пункт для отражения атак фашистов. В конце сентября 1942 года в дом проник сержант Яков Павлов с тремя бойцами. Затем прибыла группа пулеметчиков, которых возглавил лейтенант Иван Афанасьев, и группа бронебойщиков (5 человек) под командованием старшего сержанта А.А. Сабгайды. Именно в группе Сабгайды, которую генерал Родимцев назвал в своих мемуарах «сложная национальная семья», находился Гаря Хохолов.
Гаре пришлось срочно обучаться снайперскому делу у знаменитого Чехова, который выбрал степняка за острое зрение и хладнокровие. В красноармейской книжке появляется запись с номером его снайперской винтовки 55268 и дата вручения значка «Отличный снайпер» – 7 ноября 1942 года.
24 ноября красноармейцы пошли в контрнаступление, и 25 ноября Хохолов был ранен, и их с трудом смогли переправить через Волгу. Он остался ЖИВЫМ!
После саратовского госпиталя рядовой Гаря Хохолов определен в 15-ю воздушную десантную дивизию и участвует в кровопролитных боях на Курской дуге. Из 8 тысяч сражавшихся на Курской дуге в живых осталось 400 человек… Гаря вновь тяжело ранен, но остался в ЖИВЫХ.
В 1943 году, через неделю после возвращения на костылях домой, в Улан Хол, Гаря Хохолов вместе с калмыцким народом был депортирован в Сибирь. В 1945 году был переведен со 2-й группы инвалидности на 3-ю и отправлен в трудовой лагерь на строительство Широковской ГЭС.

Выстоял и там. Остался ЖИВ. Вернулся с народом на родную землю. Работал плотником. В 1981 году его за добросовестный труд наградили путевкой на экскурсию в Волгоград. И он слышит, как в музее экскурсовод рассказывает об истории их обороны Дома солдатской славы. Экскурсовод отмахивается от его заявления, что он – боец Дома солдатской славы, Дома Павлова (в те времена объявилось около 50 лжепавловцев – Ред.).
Вернувшись домой, он поднимает вопрос о восстановлении справедливости, и земляки поддерживают ветерана войны. Начинается борьба за воинскую честь солдата Хохолова – отца, аавы, за честь Калмыкии.
Но лишь в 1995 году о Гаре Хохолове в газете «Приморские известия» выходит статья инвалида Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов России Михаила Быкова.
В январе 2001 года заведующая лаганским архивом Ольга Калюжная отправляет запрос в архив Министерства обороны РФ в Подольск и получает ответ: в составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии, занимавшейся на тот период обороной Дома Павлова, значится не Гаря Бадмаевич Хохолов, а Гаря Бадыкович Хохолов. В 2002 году О. Калюжная пишет письмо министру обороны РФ Сергею Иванову по поводу Г.Б. Хохолова. Именно с его помощью спустя 59 лет истина в отношении 25-го защитника Дома Павлова, значившегося Неизвестным солдатом, была восстановлена.
Тогда Гаря Бадмаевич был награжден медалью «За отвагу», его имя занесли в список защитников Дома Павлова и в его честь назвали улицу в Волгограде.
В год 60-летия Сталинградской битвы он был приглашен на торжества в Волгоград.
В 2011 году Гаря Хохолов завершил свой земной путь и встал в строй Бессмертного полка Великой Отечественной войны.
Булгун Гаряева