Под таким девизом в этом году в нашей стране проходила международная культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная к государственному празднику – День народного единства. Как и в прошлом году, когда она проводилась впервые по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии, акция охватила все 85 регионов РФ, а также страны ближнего зарубежья.
Участником проекта мог стать любой желающий, владеющий русским языком, независимо от гражданства, уровня образования, социальной принадлежности и вероисповедания. Более двух тысяч площадок по всей России и в республиках СНГ были организованы для желающих проверить свою эрудицию в области истории и культуры России, населяющих ее многочисленных народностей. Кроме того, было предусмотрено онлайн-тестирование на сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru.
В Калмыкии организаторами мероприятия были Министерство культуры и туризма республики совместно с Министерством образования и науки РК и Калмыцким госуниверситетом им. Б. Б. Городовикова. Диктант проводился в Элисте одновременно на семи площадках – Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана, Нацмузей РК им. Н. Н. Пальмова, Элистинский колледж искусств им. П. О. Чонкушова, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, Элистинский политехнический колледж, Институт калмыцкой филологии и востоковедения, гуманитарный факультет, факультет педагогического образования и биологии КалмГУ.
На одной из них, в большом читальном зале Национальной библиотеки РК, около 10 часов утра появился Глава Калмыкии Алексей Орлов, впервые решивший принять участие в написании этнографического диктанта в очной форме вместе со своими земляками. В их числе оказался и корреспондент «Степных вестей», также дебютировавшая на всероссийском экзамене по этнографии.
По словам главы региона, организуемые на протяжении последних нескольких лет такого рода диктанты – это не просто образовательное мероприятие, а одна из форм участия людей в процессе воспитания гражданского самосознания, осознания принадлежности всех нас, жителей многонационального и многоконфессионального государства, к одной общности – российскому народу. Для Калмыкии же, национальной республики в составе Российской Федерации, этнографический диктант, тематика его вопросов имеет особое значение, отметил Алексей Орлов. Он выразил уверенность в том, что большинство граждан напишут его на «отлично», и цель акции будет достигнута: россияне почувствуют, что они – часть большой общей Родины.
После столь ободряющего напутствия участники акции приступили к волнительной процедуре написания диктанта. Мне тоже, признаться, было довольно непривычно оказаться, как когда-то в школьные и студенческие годы, на письменном экзамене. И пусть от него не зависела судьба аттестата или диплома, но все равно не покидало чувство какой-то особой торжественности момента и важности происходящего.
Задания диктанта состояли из 30-ти пунктов, тематика которых включала как общефедеральные, так и региональные вопросы. Ответить на них необходимо было в течение 45 минут. Вместе с листком для ответов каждый экзаменуемый получил «черновик» – бланк самоконтроля, куда мог заносить предварительные результаты своих раздумий. Общая сумма баллов, которые можно набрать за выполнение всех заданий – 30, по одному баллу за каждый верный ответ.
Получив все необходимые разъяснения, участники диктанта приступили к выполнению заданий. А они, следует заметить, оказались не из легких. К примеру, для меня, у которой по истории и обществознанию всегда были пятерки, не составило труда ответить на вопросы с упоминанием исторических дат и событий в жизни России. Вместе с тем вопросы, связанные с биографиями выдающихся личностей в истории нашего государства, а также по краеведению и культурологического свойства меня по-настоящему озадачили.
В частности, как вам такое задание: «Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу»? Нужно было выбрать один из четырех вариантов ответов: а) дымковская игрушка; б) художественная резьба по кости; в) великоустюжское чернение по серебру; г) напайная филигрань. Я выбрала ответ «г». Потом, уже дома проверив себя по Википедии, узнала, что мой ответ неверный.
И таких неправильных ответов у меня набралось 5. Это – по моим прикидкам. Тут же подумалось: интересно, а Глава Калмыкии как написал диктант? Примечательно, что Алексей Маратович с ответами уложился менее чем в 30 минут. Спустя пару минут после него свой бланк с ответами сдал мой «сосед по парте» отец Антоний, молодой священнослужитель Элистинской и Калмыцкой епархии. Кстати, я получила от него подсказку на вопрос о том, из какого из древних городов современного Крыма началась христианизация Руси. Его ответ – Корсунь (бывший Херсонес) оказался верным.
Окончательную оценку моим этнографическим познаниям я смогу узнать в срок до 12 декабря по присвоенному мне идентификационному номеру на сайте проекта, где будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок. А в целом, по задумке организаторов, по результатам всероссийской проверки знаний в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.
Фото пресс-службы Главы РК