В XVIII–XIX веках в памяти калмыков жила легенда о Миитр-Доржи-нойоне, который почитался за то, что был твердым сторонником калмыцких традиций, как мог защищал старинные устои и трагически погиб из-за предательства родного брата.
Героем этой легенды был Нитар-Доржи, третий сын Чакдорджапа (старшего сына хана Аюки) от первой жены Джал. Нитар-Доржи был неординарной личностью. В нем сочетались смелость, степная удаль, богатырская сила и преданность старшему брату – Дасангу.
Все началось с их сводного брата Баксадая Доржи, который был рожден от другой жены Чакдорджапа – Хандоги, дочери джамбуйлукского мирзы.
Когда в 1724 году умер хан Аюка и началась борьба за ханский престол, Баксадай Доржи 15 ноября 1724 года принял крещение в Санкт-Петербурге, надеясь заручиться поддержкой царского правительства в борьбе за власть со своими соперниками.
Его крестным отцом стал сам Петр I. Новокрещенный получил имя Петр, а его титул (тайши) стал фамилией. Вместе с ним крестились семь знатных зайсангов. Петру Тайшину был дарован титул князя и власть над всеми крещеными калмыками.
Приехав из Петербурга в начале 1725 года, Петр Тайшин заявил своим братьям, что они должны почитать его, в противном случае он «может калмыцкими и российскими войсками их разорить, объявляя, что при его крещении издан императорский указ, чтоб изо всех волжских городов и с Дону войсками, сколько когда он потребует, чинить ему, Тайшину, вспоможение».
Дерзкие и самоуверенные заявления Тайшина о его полномочиях и якобы заверениях Петра I, что вскоре его объявят ханом, настроили против него Дасанга и Нитар-Доржи. Они решили убить сводного брата.
Вскоре Нитар-Доржи напал на кибитку Тайшина, захватил его жену и находившегося при Тайшине иеромонаха. Самому Тайшину удалось скрыться. После этого Нитар-Доржи выследил его и пытался убить, когда тот вместе с астраханским губернатором Артемием Волынским водным путем отправился из Царицына в Дмитриевск.
В ответ Волынский отправил войско на поимку Нитар-Доржи живым или мертвым. В битве с регулярными войсками было убито около ста калмыков, в плен взят 61. Самому Нитар-Доржи удалось уйти в улусы своего брата Дасанга.
Узнав об этом, губернатор послал Дасангу строгое предписание – брата поймать и прислать к нему или содержать у себя под караулом до последующего распоряжения.
Петр Тайшин в это время предлагал Волынскому отравить Нитар-Доржи, сообщив, что имеет такого человека, который может позвать того в гости и подсыпать ему отраву. И такая отрава по приказу Волынского была изготовлена штаб-лекарем Меллером. Вместе с ядом Тайшину было выдано вино для угощения Нитара-Доржи. В случае удачи Тайшину было обещано денежное вознаграждение.
В конце августа состоялся разговор губернатора с доверенным лицом Дасанга – зайсангом Билюдкой, который спрашивал, что делать с Нитар-Доржи «поймать его или убить или окормить?», т.е. отравить. Губернатор ответил, что «ежели его, Нитара, поймают жива, обещает ему, Билюдке, дать пятьсот рублев, а ежели убъет, то триста рублев».
Билюдка согласился с предложением губернатора и заверил, что они как-нибудь сделают задуманное, но потребовал гарантий, что они получат обещанные деньги. Губернатор твердо обещал выплатить всю сумму.
8 сентября к губернатору от Дасанга приехал тот же Билюдка и сообщил, что Дасанг брата своего Нитар-Доржу как противника его императорского величества и вредителя своему отечеству живого поймал и губернатору готов отдать или убить, а тело его показать.
Позднее другой калмыцкий посланник рассказал губернатору как было на самом деле. Дасанг пригласил Нитар-Доржи к себе в гости и когда тот вошел в кибитку, он был удавлен шелковой тетивой от лука людьми Дасанга.
На эту встречу Нитар-Доржи прибыл в сопровождении ста вооруженных воинов, но его обманули, сказав, что к брату он должен войти один, без личной охраны, так как будут вестись секретные переговоры.
Нитар-Доржи был очень силен и долго оказывал сопротивление, но силы были неравны. Во время борьбы он спрашивал у Дасанга, называя его отцом, почему он так с ним поступает, но тот ему не ответил и вышел из кибитки. Нитара-Доржи держали и убивали четверо – Дакба, Байбасар, Билюдка и его брат Ган-Шарап. Они потом и получили свои сребреники.
Переводчик Василий Бакунин в своих записках кратко изложил причину убийства Нитара-Доржи и его предательства старшим братом. Он писал, что Дасанг, видя многочисленность российских и калмыцких войск, направленных на него и его брата Нитар-Доржи, был «принужден брата своего Нитар Доржу удавить, и сам приехал к губернатору Волынскому с раскаянием, возлагая всю вину на умервщленного брата своего Нитар-Доржу».
Предательство не осталось безнаказанным. Пока Нитар-Доржи был жив, противники Дасанга даже не смели в открытую выступать против него. Но когда не стало его главного защитника, враги подняли головы. Дасанг был разгромлен, его улусы отобраны, а сам он спился.
Иллюстрация: Лук и стрелы. Источник: сайт en.wikipedia.org
