Объем собственных доходов республиканского бюджета по итогам 10 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 28,8%, что в 3,2 раза превышает среднероссийский показатель (109%) и в 2,5 раза – по Южному федеральному округу (113%). Тем самым Калмыкия вошла в семерку лидеров регионов РФ, обеспечивших наибольший прирост налоговых и неналоговых доходов, а в ЮФО она на втором месте после Севастополя. Такое заявление сделал сегодня министр финансов республики Очир Шургучеев на брифинге, посвященном предварительным результатам финансового года.
Министр подчеркнул, что впервые в новейшей истории Калмыкии собственные доходы республики достигли рубежа в 4 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом объем поступлений вырос почти в 1,5 раза, с 2,3 млрд. рублей до прогнозируемых по текущему году 4 с половиной миллиардов по итогам 2017 года. Основная сумма увеличения поступлений произошла по налогу на прибыль организаций – рост составил 688,5 млн рублей, или в 2,4 раза, это обусловлено поступлением налога на прибыль от таких крупных компаний-налогоплательщиков, как «Лукойл», Каспийский трубопроводный консорциум.
«В последние годы мы имеем положительную динамику поступлений доходов в бюджет республики благодаря тому, что проводится системная работа по выявлению резервов собственных доходов. Принят ряд законов, направленных на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, оптимизированы налоговые льготы, введена патентная система налогообложения для предпринимателей и другие меры, стимулирующие инвестиционную активность хозяйствующих субъектов», – отметил Шургучеев.
Что касается объема государственного долга республики, то, предваряя вопросы журналистов на эту тему, получившую резонанс, в том числе в социальных сетях, министр финансов дал подробные разъяснения. По его словам, в целом правительство региона проводит и всегда проводило взвешенную долговую политику, благодаря чему у нас оптимальная структура государственного долга. Доля наиболее затратных коммерческих кредитов составляет 32%, или 1/3 от объема государственного долга, а остальное приходится на более дешевые бюджетные кредиты.
По состоянию на 1 января 2017 года отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, или уровень долговой нагрузки в Калмыкии составлял 95%. Если брать в абсолютном выражении, то предельная сумма долга на начало текущего года утверждена была в размере 3 млрд. 300 млн рублей. В соответствии с подписанным соглашением с Минфином РФ до конца года мы должны снизить его значение до уровня 83%, при этом в денежном выражении, даже с учетом роста доходов, размер долга останется на уровне тех же предельных значений.
Более того, Калмыкия в следующем году планирует войти в программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, анонсированную Президентом России Владимиром Путиным. С 1 января 2018 года будет запущен механизм, при котором по тем кредитам, срок возврата которых наступал в 2018-2019 годах, остатки долга будут равномерно делиться на срок от 7 до 12 лет. Одним из условий включения того или иного субъекта РФ в данную программу является ограничение ставок по кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на 1 процент годовых (8,25% – ключевая ставка+1%).
«В целях соответствия данным требованиям мы провели аукцион по открытию кредитной линии в объеме 450 млн рублей с процентной ставкой 9,24% годовых сроком на 2 года в целях рефинансирования ранее полученных коммерческих кредитов по более высоким ставкам. Это как с банковскими кредитами физических лиц, когда люди берут новые кредиты под более низкие проценты для того, чтобы погасить действующие кредиты с более высокой процентной ставкой», – пояснил Очир Санджиевич.
При этом он добавил, что если республика в следующем году будет наращивать собственные налоговые и неналоговые доходы теми же темпами, как и в 2017-м, покажет прирост собственных доходов не ниже уровня инфляции, то ей будет предоставлен бонус – реструктуризация наших кредитов будет продолжаться не 7, а максимально допустимые 12 лет.
В случае участия в предлагаемой программе за два года экономия или разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предлагаемым графиком программы реструктуризации по нашей республике составит около 1,1 млрд. рублей. Что это значит? Это означает, что республика получит возможность часть своих поступлений собственных доходов не направлять на погашение ранее полученных бюджетных кредитов, а использовать на решение социально-экономических задач. Уже больше не придется привлекать коммерческие заимствования для возврата ранее взятых кредитов, следовательно, можно будет сэкономить на процентах за обслуживание, плавно снижать объем государственного долга.
Министр финансов подчеркнул, что вопросы управления долгом республиканского бюджета находятся на постоянном контроле правительства РК. В настоящее время объем государственного долга республики отвечает всем нормам и ограничениям, установленным бюджетным законодательством в отношении соответствия предельных значений государственного долга. В принципе никогда не было такого, чтобы власти региона нарушали соответствующие параметры, и в дальнейшем не собираются этого делать.
Таким образом, сказал он, опасаться того, что правительство берет очередной кредит, гражданам не стоит. Это нормальная практика. Сегодня даже богатые субъекты Федерации, как их принято называть, регионы-доноры вынуждены брать кредиты, чтобы выполнять все возрастающие социальные обязательства.
Относительно того, как Калмыкия справляется с решением данных проблем, то здесь, по словам Очира Шургучеева, правительство, аналогичным образом, строго придерживается главных приоритетов. Это, прежде всего, выполнение социально значимых обязательств – своевременно выплачивать зарплаты бюджетникам, всевозможные социальные пособия льготным категориям граждан.
«В части зарплаты вопросов нет – в течение этой недели она будет выплачена всем бюджетникам за ноябрь, до конца декабря закроем декабрь. Из соцобеспечения приоритетом являются выплаты, связанные с детьми – детские пособия и поддержка многодетных семей, а также приемных семей. Тут мы стараемся, как с зарплатой, идти без долгов, выплачивать месяц в месяц. В частности, на прошлой неделе мы закрыли вопрос по пособиям за октябрь. Что касается выплат остальным категориям граждан – репрессированным, ветеранам труда РК и прочим, то по ним некоторые вопросы остаются. Но движение вперед есть», – заверил министр финансов.
Относительно главной статьи расходов регионального бюджета – заработной платы бюджетников министр напомнил, что в текущем году были планово повышены зарплаты бюджетникам из так называемой указных категорий. Всего их десять в соответствии с путинским указом № 597: это педагоги общего, дошкольного, дополнительного образования, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, работники культуры и работники здравоохранения (врачи, средний и младший медперсонал) и др. Зарплаты данным категориям работников были доведены до определенных уровней в соответствии с целевыми показателями, рассчитанными по отношению к средней зарплате по региону – от 95% до 180%.
Что касается всех остальных работников бюджетной сферы, к коим относятся, к слову, и сотрудники органов исполнительной власти, то в соответствии с рекомендацией федерального центра повышение их зарплат планируется осуществить поэтапно, начиная с января 2018 года. Прибавка ожидается на уровне 4%, в абсолютном выражении цена вопроса составит около 400 млн рублей, учитывая, что в настоящее время республиканский фонд заработной платы исчисляется в размере 5 млрд. 147 млн рублей. В республиканском бюджете средства на эти цели заложены. Механизмы ясны, остается только найти возможности их реализовать, заключил министр финансов РК.
Фото Николая Бошева